Оглавление Следующая

ДВЕНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ПОБЕДЫ

(ИЛИ ЗАПИСКИ ФРОНТОВОГО ЛЕТЧИКА)

Виктор МАТВЕЕВ

12mVi001.jpg

Матвеев Виктор Алексеевич. Май-июнь 1945 г.

Эпизод 1

Аэродром Спас-Деменск. Западный фронт. Ноябрь 1943 г.

Война для меня началась осенью 1943 года. Из авиашколы прибыл на Западный фронт в 946-й штурмовой авиаполк.

Почти все населенные пункты разрушены, сожжены. Деревья все побитые, без макушек. Население, как и мы, живет в оврагах, землянках. Топим «тесную печурку», как в песне. Столовая без крыши. Баня тоже в полуразрушенном доме. Из котла выдают норму горячей воды. За холодной бегаем нагишом к ручью. В завтрак, обед и ужин кормят пшенкой. Других продуктов нет. Нет подвоза. Дороги, в том числе железные, разрушены. Учимся стрелять из личного оружия. Благо в оставленных окопах патронов вдоволь.

Во время ночного чтения при неосторожном обращении с коптилкой, сделанной из снаряда, у меня обгорели руки. Вызвали в СМЕРШ. За членовредительство на фронте могут сурово наказать. Особист сказал, что замнет это дело, но я должен приходить к нему и докладывать, о чем говорят летчики. Я наотрез отказался.

После войны мы встретились с этим офицером в Брашове. Он сказал, что тогда на Западном фронте я ему понравился. Он и не сомневался, что моя травма — простая случайность.

В январе меня вместе с некоторыми другими ребятами из пополнения переводят в 570-й шап. Перед нами здесь базировалась французская эскадрилья «Нормандия-Неман», так что обустроились мы более комфортно. Живем в помещениях. Попал я в 3-ю эскадрилью, где мне назначают самолет Ил-2 и экипаж: механик, моторист, оружейница. Стрелок-радист должен прибыть с пополнением.

Население сгребает снег в высокие валы, очищая взлетно-посадочную полосу. Она очень узкая. На первых тренировочных полетах по кругу оружейница Таня Лукомская просит разрешения полетать в кабине стрелка-радиста. Прокатил. Но при посадке сломалась стойка хвостового колеса. Клянусь, что не буду больше летать с женщинами.

Потом опять неприятность. Татьяна мне вешает бомбу, и я готовлюсь лететь на полигон. На взлете уклоняюсь по направлению. Ударившись в снежный вал, самолет подпрыгивает на 75 метров. Дальше он словно зависает и не знает куда валиться: на хвост или на нос? Вижу людей, глядящих с удивлением на мой кульбит. Боже! Откуда берется столько сил в смертельных ситуациях у человека! Хватило силы сорвать рычаг форсажа, закрученный проволокой. Самолет взревел, покачался и... полетел вперед.

Слетал на полигон, сбросил бомбу и вернулся обратно. Доложил командиру полка о выполнении задания. Он похлопал меня по плечу и сказал, что я буду долго жить.

В этот же день в такой же ситуации в соседнем полку погиб мой земляк и однокашник по авиашколе Виктор Клементьев.

Кстати, оружейница Таня Лукомская, красавица-казачка из кубанской станицы, впоследствии 97 раз обеспечивала мне боевые вылеты - подвешивала разнокалиберные бомбы весом иногда до 500 кг. Если бомбы противотанковые по 1,5 кг, то грузила их по 244 штуки. Снаряжала РС-ы, пушки и пулеметы боеприпасами. Ночью разбирала и чистила оружие.

Эпизод 2

Аэродром Балта, Украина, апрель 1944 г.

Город только что освобожден. Бездорожье, все коммуникации разрушены. Все население города занято переноской боеприпасов наступающей дивизии. Местные жители требуют от командира дивизии, освободившей Балту, попа. К счастью, нашелся старшина, отец которого был священником. Идем строем на аэродром, а батюшка-старшина, в накинутой на обмундирование рясе, идет на службу в церковь, благословляя нас на ратный труд. Это значит, что все будет хорошо. В Балте потерь не было.

В Первомайские праздники колхозники привезли на командный пункт всевозможную снедь: пироги, яйца, сало и многое другое. Вечером приказ: перелететь на аэродром Бельцы. Меня и еще двоих, не умевших лететь ночью, оставили до утра...

Эпизод 3

Аэродром Бельцы (Молдавия). Май 1944 г.

Хвост моего самолета чуть ли не касается дома, на крыше которого живут аисты. С другой стороны дома расположилась зенитная батарея.

Каждую ночь нас и расположенную рядом железнодорожную станцию бомбят фашисты. Вешают в небе светящиеся бомбы - в небе светло, как днем.

Наблюдаю жуткую картину: немецкий «Фокке-Вульф 190» пытается расправиться с зениткой, которая бьет по нему. Перед носом моего самолета этот истребитель глубоко вошел в землю, сложив на поверхности свои крылья.

Из этого делаю вывод: с зенитной батареей надо расправляться только тогда, когда она бьет по другому самолету. Дуэль самолета с зениткой опасна. Этот опыт научил меня поступать в бою только так.

На транспортном самолете прилетели артисты. На аэродроме концерт. Кузова двух сдвинутых грузовиков с откинутыми бортами образовали сцену. Концерт был необыкновенно интересным.

В 6 утра артисты улетали обратно. Самолет был сбит на взлете. Все артисты и экипаж погибли. Всю жизнь ношу в душе их песни; «как молод и горяч, жил один скрипач» и «часики идут...».

В это же утро на стоянке был сожжен еще один Ли-2, наполненный живыми гусями. Вокруг сгоревшего самолета лежали жареные гуси.

Эпизод 4

Аэродром Боштаны (Румыния). Август 1944 г.

В мой экипаж с новым пополнением прибыл стрелок-радист. Совсем мальчик. Началась Ясско-Кишиневская операция, командир полка ведет весь полк в бой. Лечу в составе 2-й аэ последним, на старом самолете с деревянными крыльями. Перед заходом в атаку меня зажала пара румынских самолетов Иар-81. Справа и слева на расстоянии 10 см от моей кабины летят трассирующие снаряды. Резко бросаю самолет вниз под свои самолеты. На меня сыпятся наши бомбы. Уворачиваюсь, также сбрасываю все свои бомбы, РС-ы, стреляю из пушек и пулеметов по окопам. Спрашиваю стрелка: «Почему пулемет молчал?» Он ответил, что отказал пулемет. Потом узнал, что сбить меня, вполне вероятно, пытался король Румынии Михай. В тот день у него тоже были боевые вылеты.

Оглавление Следующая