Предыдущая Оглавление Следующая

203az011.jpg

Подготовка 5-тонной бомбы к подвеске под Пе-8

Борттехник капитан Плетнев пошел под трибунал, а командир корабля Александр Александрович Курбан был отстранен от командования эскадрильей и отправлен на старое место службы в НИИ ВВС.

В июле приоритетными целями продолжали оставаться крупные железнодорожные узлы. В период с 11 июля по 27 июля особенно ожесточенным налетам ТБ-7 подверглись железнодорожные станции Курска, Львова, Орла, Брянска, а также аэродромы Харьков, Белгород, Смоленск, Сеща, Боровское, Курск, штабы в Харькове, Щиграх, Полтаве. В рамках подготовки наступательной операции Западного фронта корабли ТБ-7 в ночь на 5 августа 1942 г. бомбили Ржев и Вязьму, по два вылета за ночь были выполнены по аэродромам Дугино, Смоленск, Боровское, Шаталово, Сеща. В августе советские четырехмоторные бомбардировщики навестили Берлин, бомбили Варшаву, Кенигсберг, Данциг. Всего за август полк произвел 136 самолето-вылетов, сбросил 366 т бомб. Потери составили один самолет и семь человек летного состава. Приказом НКО Союза ССР №0059 от 18 августа 1942 г. 746-й полк был выведен из состава 3-й авиадивизии Дальнего Действия и стал отдельным полком с подчинением непосредственно командующему АДД Голованову.

В сентябре продолжились дальние рейды: Будапешт, Бухарест, Варшава, Кенигсберг, но едва ли не главными целями стали немецкие войска и техника на Сталинградском направлении. Острейшая ситуация, которая сложилась на подступах к Сталинграду, заставила командование АДД использовать тяжелые воздушные корабли в качестве ночных фронтовых бомбардировщиков.

Полк принял самое непосредственное участие в Курской битве. Помимо традиционных целей - железнодорожных узлов и аэродромов, полк работал по переднему краю: по скоплениям войск и техники в районах Клинцы, Орша, Томаровка, Лиски. Наибольшее количество боевых вылетов было произведено по железнодорожной станции и городу Орел (65 самолето-вылетов, сброшено 283,5 т бомб). Боевая нагрузка была доведена до 5-6 т на самолет. На ж.д. станцию Орел была сброшена бомба массой 5000 кг (третий случай использования такого боеприпаса в войне, «пятитонки» могли нести в наших ВВС только Пе-8. Первая «пятитонка» сброшена весной 1943 г. на Кенигсберг). Когда в Орел вошли части Красной Армии, появилась возможность оценить масштабы разрушений - перепахана была вся станция!

С конца июля полк перенацелили на Ленинградский фронт. Здесь приоритетными целями стали позиции немецкой тяжелой артиллерии, которая обстреливала город. На подавление артиллерийских батарей произведено 36 самолето-вылетов, сброшено 129 т 700 кг бомб.

За проявленную отвагу в боях за Родину приказом НКО Союза ССР № 274 от 18 сентября 1943 г. 746-й ап ДД преобразован в 25-й гвардейский авиационный полк Дальнего Действия. В тот период полком командовал подполковник В.А. Абрамов, начальником штаба был майор Бондаренко. Гвардейское знамя вручено 2 ноября 1943 г. Полк отличился в налетах на Орел, но почетное наименование «Орловский» было присвоено лишь приказом НКО Союза ССР №0137 от 27 мая 1944 г. Задержка едва ли не в год объясняется просто: в 1943 г. почетные наименования еще не присваивались. Таким образом, 25-й авиаполк получил почетное наименование одним из первых в Красной Армии. В настоящее время полк остался единственной частью вооруженных сил России, имеющей официальное почетное наименование «Орловский». Надо сказать руководству одного из красивейших городов России небезразлична судьба прославленного полка. Обмен делегациями авиаторов и орловчан становится хорошей традицией.

В ходе войны полк продолжал получать бомбардировщики ТБ-7, в конце мая 1944 г. в торжественной обстановке личному составу было передано два корабля, построенных на средства трудящихся Кайбинского и Бугульминского районов Татарии: «Кайбинский колхозник» и «Бугульминский колхозник». Обе машины были оснащены двигателями АШ-82. Самолеты вручили экипажам гвардии капитана Зелинского и Героя Советского Союза гвардии майора Обухова.

В конце войны на вооружение полка стала поступать американская техника. В августе 1944 г. летный и технический состав полка на аэродроме Олсуфьево (Брянская область) осваивал бомбардировщики В-25 и В-24. «Либерейтор» планировался как основной тип, а на В-25 летчики отрабатывали посадки на самолете с носовой стойкой шасси. С середины августа полк базировался в Балабасово Витебской области.

В марте-апреле 1945 г. личный состав занимался, главным образом, восстановлением и перегонкой севших на вынужденные посадки в Венгрии, Югославии и Польше американских четырехмоторных бомбардировщиков В-17 и В-24. Последние боевые вылеты были произведены по Кенигсбергу. Во второй половине 1945 г. по спискам в полку имелось 18 Пе-8 и 20 В-24. 14 экипажей были подготовлены к полетам на Пе-8 днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, один экипаж летал днем в ПМУ и СМУ, ночью только в простых метеоусловиях. 15 экипажей летало на «Либерейторах», но только в дневное время.

203az012.jpg

"Боевые листки" полка

Предыдущая Оглавление Следующая