Фото летчика-космонавта П.Р. Поповича с автографом
Почетной обязанностью полка являлось эскортирование самолетов с главами иностранных государств, в числе первых - сопровождение самолета с Фиделем Кастро, в числе "крайних" - встреча и сопровождение самолета с президентом Франции Жаком Шираком на борту. Особое место в истории полка занимает полет в одном строю с самолетом Ил-18, на борту которого находились летчики-космонавты П.Р. Попович и А.Г. Николаев (август 1962 г.). Павел Попович до поступления в отряд космонавтов служил в 234-м ИАП. Истребители почетного эскорта пилотировали летчики Галкин, Кисаев, Коробейников, Николаев, Ткаченко, Уницкий, Цветков.
Определение "визитная карточка" к "кубинскому" полку подходит как нельзя более - единственный в СССР авиаполк, демонстрировавший самолеты и высший пилотаж на Западе. Первый визит состоялся в 1967 г. - группа из 12 истребителей МиГ-21ФЛ посетила Швецию. В сентябре 1971 г. шестерка МиГ-21 234-го ГИАП приземлилась на французской авиабазе Реймс. В ходе часового шоу пилоты МиГов показали одиночный и групповой пилотаж, следом "отметились" французы на "Вотурах". Не случайно почти сразу же за "соло" МиГ-21 свое "соло" показал летчик на "Мираже 3С". Оба истребителя принадлежат к одному поколению, поэтому очень многим "туристам" хотелось визуально сравнить пилотаж двух отнюдь не виртуальных противников. По мнению обозревателей, "Мираж" имел меньший радиус виража, в то время как МиГ превосходил француза в вертикальном маневре и разгонных характеристиках. Это мнение на 100% подтвердилось в воздушных боях над Египтом. Повышенный интерес у публики, и особенно у специалистов, вызвал в 1978 г. визит истребителей МиГ-23МЛА в Финляндию (июль-август) и Францию (сентябрь). Впервые на Западе вблизи могли увидеть МиГ-23 и оценить мастерство летчиков, пилотировавших истребители с изменяемой стреловидностью крыла. В 1981 г. состоялся второй дружественный визит в Швецию.
МиГ-21 в Реймсе
Слово "парадный" стараниями журналистов, к сожалению, во многом утратило свой первоначальный смысл. Парадный - почти показушный. И 176-й, и 234-й полки являлись парадными в истинном значении этого слова - визитная карточка ВВС, лучшие! Никто и никогда не снимал (и не снимает!) с летчиков задач боевой подготовки. Парадный 176-й ГИАП совсем не показушно действовал в Корее. Самые настоящие боевые задачи летчики полка выполняли в небе Подмосковья: 10.05.1962 иностранный аэростат с разведывательной аппаратурой уничтожил в районе Калуги командир эскадрильи майор А.И. Гаврилов. В 1968 г. полк несколько месяцев находился в состоянии повышенной боевой готовности в связи с вводом войск стран Организации Варшавского договора в Чехословакию. Полк принимал участие в крупных учениях, таких, как "Запад-81", по результатам которого несколько летчиков были отмечены боевыми наградами. В 1983 г. летчики полка выполняли исследовательские полеты, имитирующие преодоление американских ЗРК "Пэтриот".
Нетрудно заметить, что освоение новой техники стало традицией сначала 176-го, а затем и 234-го полков: Ла-7, Ла-9/11, МиГ-19. В 1982 г. полк первым в ВВС получил истребители 4-го поколения МиГ-29. Годом позже газета "Правда" впервые опубликовала снимок удивительной красоты самолета (таким самолет показался многим первокурсникам МАИ, в числе которых был и автор статьи). Помимо фотографии истребителя первая газета страны поместила снимок двух лейтенантов, одним из которых был Николай Дятел. Сегодня полковник Дятел - командир Авиационной группы высшего пилотажа "Стрижи".
МиГ-21, лидируемые Ту-124, направляются во Францию