Оглавление Следующая

Все в одну корзину?

А.Л. Щербаков

Герой Советского Союза Заслуженный лётчик-испытатель Кандидат технических наук

В настоящее время на вооружении России и многих зарубежных стран находятся истребители ОКБ Микояна и ОКБ Сухого. Они пока удовлетворяют как задачам обороны России, так и возможностям экспорта. Эти самолеты созданы четверть века назад. Это самолеты еще советские. В российское время они подвергались косметической модернизации и оснащались более современным БРЭО. Однако не за горами возникновение новых задач и требований, которым эти самолёты удовлетворять не смогут, и им потребуется замена. Вероятно, это произойдет еще не завтра, но цикл создания современного самолета таков, что делать его нужно уже сегодня. В настоящее время предлагается для создания нового (условно пятого) поколения сконцентрировать усилия всех ОКБ на одном проекте и назначить одного исполнителя. Практически это означает переподчинение одних ОКБ и ликвидацию других. Для оценки правильности такой программы хочу предложить некую историческую ретроспективу.

A1krz001.jpg

Модифицированный МиГ-3 с мотором АШ-82 оказался лучше запущенных в серию Як и ЛаГГ, но в массовое производство не пошел

В 1940 -1941 годах три истребительных конструкторских бюро создали три истребителя. В результате государственных испытаний был принят на вооружение МиГ-3, как самый скоростной и высотный. Однако первые же дни войны показали, что боевые действия авиации происходят на средних высотах, где МиГ-3 уступает как немецким Мессершмитам, так и нашим Якам и ЛаГГам. Кроме того, серийное производство МиГ-3 оказалось недостаточно обеспечено моторами. Благодаря наличию выбора положение было быстро исправлено. Всю войну истребители фронту поставляли ОКБ Яковлева и Лавочкина. Но при этом работали ОКБ Микояна, Сухого и Поликарпова, хотя было очевидно, что их самолёты на фронт не попадут из-за того, что это потребовало бы остановки поточного производства. Но этим ОКБ выделялись средства не только на проектные работы, но и на постройку опытных образцов и на их испытания. Штурмовик Сухого Су-6 прошел государственные испытания и было отмечено, что он превосходит по своим данным серийно выпускаемый Ил-2. Основным фронтовым бомбардировщиком с начала войны был Пе-2, но когда потребовался носитель бомб более крупного калибра, был быстро восстановлен туполевский Ту-2. Это было возможно потому, что ОКБ Туполева также продолжало работу. Кроме работ на нужды фронта строились исследовательские самолеты. В 1942 году испытывался ракетный самолёт Болховитинова «Би». Итак, в крайне напряженных экономических условиях войны было признано целесообразным сохранение творческих конструкторских коллективов, что впоследствии оказалась оправданным. Поставщики истребителей фронту ОКБ Яковлева и Лавочкина были заняты модернизацией исходных образцов. Так, не останавливая поточного производства, яковлевцы разработали Як-7, Як-9, Як-3 и еще несколько промежуточных образцов. Лавочкинцы после ЛаГГ-3 создали Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. Это требовало немалых усилий этих коллективов. ОКБ Микояна, не имея перспектив на серийное производство, проектировало самолёты ближайшего будущего и даже строило опытные самолёты. Так ими был приобретен конструкторский опыт герметичной кабины вентиляционного типа, которая вскоре потребовалась для реактивных самолётов.

Сразу после войны наступила эра реактивной авиации. Перед конструкторами встали новые задачи, и тогда произошла смена лидеров. Конструкторские коллективы, находившиеся в резерве, вышли вперед. Самолёт МиГ-15 оказался не только лучшим в СССР, но и не уступал новейшему американскому Сейбру. Возможность выбора была в принятии на вооружение фронтовых бомбардировщиков (Ту-14 и Ил-28, Ил-46 и Ту-16) и даже стратегических. Благодаря этому качество наших самолётов обеспечивало мировое стратегическое равновесие. Следует отметить, что возможность выбора имела место и внутри конструкторских бюро. Кроме серийных самолётов каждое создавало еще опытные, исследовательские образцы. Из вышесказанного следует, что возможность выбора, конкуренция (или, лучше сказать, соревновательность), альтернативные проекты - обязательные условия поддержания качества самолётов на необходимом уровне.

С окончанием холодной войны началось сокращение вооруженных сил и расходов на производство военной техники. Стране стало не нужно тратить на вооружение столько сил и средств как во время холодной войны. При этом можно и нужно сокращать количество частей и соединений, серийное производство военной техники, складируемые запасы, но нельзя поступаться качеством техники. Необходимо иметь перспективные образцы, которые можно было бы при необходимости запустить в серийное производство. Но что такое перспективный образец? Вопрос не простой. Сейчас в обиходе термин «самолёт пятого поколения». Что это такое, хорошо известно только журналистам. Они четко формулируют его признаки: «незаметность, крейсерский сверхзвук, сверхманевренность и еще что-то».

A1krz002.jpg

МиГ-15 - лучший в мире истребитель пятидесятых годов. Результат конкуренции ОКБ Яковлева, Лавочкина и Микояна

Оглавление Следующая