Бурное развитие управляемых ракет "воздух-воздух" в конце сороковых - начале пятидесятых годов определялось, в первую очередь, угрозой прорыва носителей ядерного оружия к жизненно важным объектам. Одной атомной бомбы хватало практически на любую цель и бомбардировщики могли действовать по одиночке, что более отвечало возможностям применения управляемого оружия "воздух-воздух" по сравнению с тактикой массовых налетов Второй мировой войны. Во-вторых, война в Корее выявила высокую живучесть цельнометаллических самолетов, рассчитанных на большие нагрузки на околозвуковых скоростях. Применение пулеметов оказалось малоэффективным, да и попадания пушечных снарядов не всегда приводили к сбитию цели. В-третьих, околозвуковые скорости практически исключили возможность результативной стрельбы на пересекающихся или встречных курсах, столь необходимой для своевременного уничтожения носителей до применения ими ядерного оружия.
Отметим то, что до появления противотанковых управляемых снарядов и переносимых зенитных комплексов ракеты "воздух-воздух" были самыми миниатюрными образцами управляемого оружия тех лет, что создавало дополнительные трудности в их разработке - в области радиоэлектроники царила ламповая техника.
Первые зарубежные образцы управляемых ракет "воздух-воздух" были доведены до готовности к практическому применению в 1954 г. - американские конструкторы не успели закончить их отработку до завершения корейской войны.
В нашей стране в первое послевоенное десятилетие пять раз принимались правительственные решения по развертыванию опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию управляемых ракет "воздух-воздух".
1. Постановлением Правительства от 14 апреля 1948 г., впервые достаточно конкретно определившим перспективы послевоенного ракетостроения, наряду с другими работами руководимому М.Р. Бисноватом ОКБ-293 впервые в СССР была задана разработка управляемой ракеты "воздух-воздух", получившей обозначение СНАРС-250. Работы были прерваны на начальной стадии летных испытаний в 1953 г. с ликвидацией этой конструкторской организации.
2, В соответствии с принятой в августе 1950 г. программой создания системы противовоздушной обороны Москвы в параллель с проектируемой КБ-1 П.Н. Куксенко зенитной ракетной системой "Беркут" (С-25) с разрабатываемой ОКБ-301 С.А. Лавочкина ракетой В-300 ("изделием 205" и его усовершенствованными вариантами) по распоряжению правительства № 21088 PC от 3 ноября 1951 г. велись работы но системе Г-300 с размещаемыми па самолете типа Ту-4 ракетами "воздух-воздух" ("изделием 210" и его модификациями). Работа прекращена в 1953 г. как бесперспективная на стадии отработки бортовой радиоэлектроники и первых пусков ракет с носителя.
3. В 1951 г. в КБ-1 развернута разработка ракет ближнего действия К-5 для вооружения легких перехватчиков на базе массовых истребителей МиГ-15/МиГ-17. К середине пятидесятых годов система успешно прошла испытания, была принята в серийное производство и послужила основой для ряда более совершенных модификаций (К-5М и К-51), которые в течение нескольких десятилетий состояли на вооружении поенной авиации СССР, а также как союзных, так и не совсем дружественных стран.
4. По Постановлению Правительства от 20 ноября 1953 г. №2837-1200 одновременно с прекращением работ по Г-300 были развернуты работы по комплексу К-15 на базе перспективного сверхзвукового носителя Ла-250 и ракеты 275. Работы не завершены из-за задержки отработки самолета.
5. С учетом поступления на вооружение американской авиации первых управляемых ракет "воздух-воздух", исходя из необходимости оснащения аналогичным оружием создаваемых в середине пятидесятых годов отечественных реактивных истребителей второго поколения, правительственным Постановлением от 30 декабря 1954 г. ряду проектно-конструкторских организаций была поручена разработка нескольких типов ракет "воздух-воздух", а именно:
- ОКБ-2 (главный конструктор - П.Д. Грушин) - ракеты К-6 для самолета И-3 ОКБ А.И. Микояна;
- завод № 134 (И.И. Торопов) - ракеты К-7 для Т-3 ОКБ П.О. Сухого;
- ОКБ-4 (М.Р. Бисноват) - ракеты К-8 - для Як-25 ОКБ А.С. Яковлева;
Все эти разработки были доведены до стадии летных испытаний, но только К-8 в усовершенствованном варианте К-8М в 1962 г. была принята на вооружение и длительное время эксплуатировалась в истребительной авиации ПВО страны.
Далее, до начала семидесятых годов в создании отечественною управляемого оружия "воздух-воздух" оформились три основных направления.
Практически наиболее значимым стало создание ракет малой дальности семейства К-13 - аналогов американских ракет "Сайдуиндер" - применявшихся на массовых фронтовых истребителях и перехватчиках МиГ-21,
Второе направление связано с созданием ракеты средней дальности К-23 для оснащения многоцелевого истребителя МиГ-23, рассматривавшегося в качестве основного перспективного самолета военной авиации.
Третье направление предусматривало создание ракет большой (по тем временам) дальности К-80 и К-40 для вооружения тяжелых перехватчиков ПВО Ту-128 и МиГ-25 соответственно.
Эти три основные направления получили развитие и в последующие десятилетия.
В классе ракет малой дальности была создана первая в мире УР маневренного ближнего боя К-60. Несколько позднее была разработана уникальная ракета К-73 с комбинированным аэрогазодинамическим управлением, обеспечивающим высокую маневренность и управляемость на больших углах атаки, в частности - на нулевых скоростях.
Для истребителей четвертого поколения было создано семейство ракет средней дальности К-27, а затем УР, известная как РВВ-АЕ.
Направление создания ракет большой дальности для тяжелых перехватчиков было продолжено разработкой ракеты К-33, по решаемым задачам и характеристикам близкой к американской ракете "Феникс".
Кроме перечисленных работ, проводилось совершенствование ранее созданных ракет, в ходе которого были созданы улучшенные варианты перечисленных выше образцов, а также ракеты К-55, К-24 и другие.
Как уже отмечалось, с начального этапа развития отечественных управляемых ракет "воздух-воздух" над их созданием наряду с хорошо известными самолетостроительными КБ С.А. Лавочкина и А.И. Микояна работал и ряд проектных организаций, творческий путь которых пролегал только в области ракетной техники, в силу чего до последнего десятилетия они практически не упоминались в открытой печати.
В частности, первая отечественная крупносерийная управляемая ракета "воздух-воздух" РС-2У была создана в ОКБ-2, организованном в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 20 ноября 1953 г.
Расположенное в подмосковных Химках на бывшей территории завода № 293, ныне это предприятие - Машиностроительное конструкторское бюро "Факел" имени академика П.Д. Грушина - является одним из самых известных и авторитетных среди разработчиков зенитной ракетной техники как в нашей стране, так и за рубежом.
Генеральный конструктор ракетной техники Петр Дмитриевич Грушин родился в городе Вольске в семье плотника. После окончания в мае 1932 г. Московского авиационного института занимался разработкой авиационной техники. В тридцатые и в начале сороковых годов при участии и под руководством Грушина в КБ МАИ был создан целый ряд самолетов, отличавшихся оригинальностью конструкции - "Сталь-МАИ", "Октябренок", "Ш-тандем", ББ-МАИ. В 1940-1941 годах работал главным конструктором на Харьковском авиационном заводе, где под его руководством был разработан истребитель дальнего сопровождения Гр-1, а с лета 1942 г. - главным инженером на ряде авиационных заводов, где серийно выпускались истребители Ла-5 и Ла-7. В послевоенное время Грушин несколько лет был деканом самолетостроительного факультета, проректором по научной работе МАИ, а с 1951г. работал первым заместителем главного конструктора С.А. Лавочкина по разработке зенитных управляемых ракет. В 1953 г. П.Д. Грушии назначен главным, а с 1959 года - генеральным конструктором ОКБ-2.