Оглавление

С 1946 г. химкинский завод № 293 выводится из состава НИИ-1 (бывшего НИИ РТ), а на его территории с 1948 г. коллектив конструкторов во главе с Бисноватом разрабатывает ракету "воздух-воздух" СНАРС-250 и ракету берегового противокорабельного комплекса "Шторм". Обе работы удалось довести только до начала летных испытаний - в начале 1953г. ОКБ-293 было расформировано.

В качестве основной причины соответствующего правительственного решения иногда называют достаточно явно выраженную национальность Бисновата и ряда его ведущих сотрудников, неподходящие в разгар "борьбы с космополитизмом" и расследования "дела врачей". Судя по архивным документам, неприемлемым для начала пятидесятых годов было и предположительное присутствие в США еще с 1914 г. двоюродных братьев главного конструктора. Кроме того, как раз в это время руководству КБ-1 потребовалась опытная промышленная база для изготовления первых ракет собственной разработки конструкторов этой организации - зенитной "ШБ" и "воздух- воздух" "ШМ".

Если прекращение разработки "Шторма" было скомпенсировано ускоренным созданием в КБ-1 берегового комплекса "Стрела" на базе уже завершившей летные испытания авиационной ракеты "Комета", то свертывание работ по СНАРС-250 задержало по крайней мере на два года поступление па вооружение первой отечественной самонаводящейся ракеты "воздух-воздух".

Так как к моменту возобновления самостоятельной деятельности Бисновата территория завода № 293 была занята ОКБ-2 главного конструктора П.Д. Грушина, коллектив ракетчиков разместили в ОКБ-4 на площадях завода № 82 в Тушино, на котором в то время уже развернули серийное производство первых советских зенитных ракет для зенитного комплекса С-25.

AAM02063.jpg AAM02064.jpg
Бисноват Матус Рувимович Геннадий Александрович Соколовский

Собственно ОКБ-4 было организовано на территории завода № 82 еще в 1946 г. - там работал коллектив конструкторов во главе с Пашининым. С 1 июня 1948 г. в связи с послевоенной ликвидацией ряда КБ самолетостроителей сменил коллектив М.Л. Миля и на протяжении нескольких лет ОКБ-4 решало задачи вертолетостроения. При этом, в середине октября 1951 г. Миль и его сотрудники убыли на завод № 3, а в ОКБ-4 обосновался коллектив Н.И. Камова.

В феврале 1955 г. вертолетчиков переместили на завод № 938 у станции Ухтомская, а на их месте в Тушино разместились ракетчики. Одновременно рядом функционировало и серийное КБ завода № 82 (с середины шестидесятых годов - МКБ "Буревестник"), обеспечивающее производство ракет комплекса С-25, а в дальнейшем их модернизацию.

В последующие годы в ОКБ-4 была созданы первая отечественная оригинальная самонаводящаяся ракета "воздух-воздух" К-8М, ее модернизированные варианты - К-98 и К-98М, ракеты большой дальности К-80 и К-40 для перехватчиков Войск ПВО Страны, а также первая в мире ракета ближнего воздушного боя К-60.

После 1965 г. в соответствии с общесоюзной реорганизацией наименований оборонных предприятий КБ завода № 134 и ОКБ-4 получили "открытые" названия - Машиностроительный завод "Вымпел" и Проектно-конструкторский производственный комбинат (ПКПК) соответственно, а также новые "закрытые" литерно-цифровые индексы "почтовых ящиков". С января 1975 г. взамен ПКПК было принято более изящное наименование - КБ "Молния". Постановлением от 1 февраля 1976 г. №132-51 на базе расположенного в подмосковном г. Жуковский "Экспериментального машиностроительного завода" главного конструктора В.М. Мясищева, МКБ "Буревестник" и КБ "Молния" было создано НПО "Молния", перед которым поставили задачу создания "советского "Шатла" - воздушно-космического самолета "Буран". Эта работа, осуществляемая под руководством перешедшего из фирмы Микояна генерального конструктора Г.В. Лозино-Лозинского, рассматривалась как основная. Наряду с ней в НПО "Молния" в течение еще нескольких лет продолжались работы по ракетам "воздух-воздух".

За заслуги в области ракетной техники М.Р. Бисноват удостоен званий Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской и Государственной премий.

М.Р. Бисноват умер в 1977 г., а спустя четыре года для сосредоточения всех сил "Молнии" на разработке "Бурана" работы по тематике ракет "воздух-воздух" были переданы на "Вымпел". Туда же перешел и ряд сотрудников "Молнии", решившихся продолжить работу по ранее избранному направлению.

Объединенный коллектив возглавил ранее работавший на "Вымпеле" Геннадий Александрович Соколовский с 1981 г. в должности главного конструктора, а с 1994 г. - Генерального конструктора, руководителя предприятия. Под его руководством была проведена разработка ракеты РВВ-АЕ, завершена разработка ракеты К-73, а также ракет "воздух-поверхность" семейства Х-29, ведется разработка ракет нового поколения. За достижения в области ракетной техники и авиационного вооружения Г.А. Соколовский награжден рядов правительственных наград, удостоен званий лауреата Государственной премии РФ и премии Совета Министров СССР.

Руководивший работами по ракетам "воздух-воздух" на "Молнии" после смерти М.Р. Бисновата Георгий Иванович Хохлов вскоре стал главным конструктором ОКБ "Звезда" в подмосковном Калининграде, где под его руководством был создан ряд управляемых ракет "воздух-поверхность".

Отметим также ряд организаций, осуществлявших разработку основных систем ракет "воздух-воздух".

Твердотопливные двигатели практически для всех авиационных ракет созданы в КБ-2 завода № 81 под руководством И.И. Картукова (ныне - КБ "Искра").

Тепловые (инфракрасные) головки самонаведения для ракет "воздух-воздух" разрабатывались в основном в ЦКБ-589 (ныне - НПО "Геофизика") коллективом Д.М. Хорола, а также на киевском заводе "Арсенал" Миноборонпрома.

Формирование организаций - разработчиков радиолокационных головок самонаведения для ракет "воздух-воздух" прошло несколько этапов. В соответствии с Постановлением Совета Министров № 103-419 от 13 мая 1946 г. в Министерстве электропромышленности на базе лаборатории телемеханики НИИ-20 и завода № 1 был создан "НИИ с проектно-конструкторским бюро по радио и электроприборам управления дальнобойными и зенитными реактивными снарядами", получивший обозначение НИИ-885.

Оглавление