Предыдущая Оглавление Следующая

AAM02009.jpg AAM02010.jpg
Вид на головную часть ракеты Р-60 Роллерон на стабилизаторе Р-60

Ракеты Р-60 также использовались в качестве оружия самообороны на ударных самолетах семейств Су-17, Су-24, Су-25, МиГ-27. Психологически их роль в какой-то мере соответствует пистолету как табельному оружию офицера - при встрече с вражеским истребителем пилот штурмовика или фронтового бомбардировщика не чувствует себя абсолютно беспомощным. Прорабатывалось также и применение Р-60 для вооружения боевых вертолетов. Ракеты в вариантах Р-60К и Р-60МК экспортировались в дружественные страны и применялись в боевой обстановке в ряде региональных конфликтов, начиная с боев над Ливаном в 1982 г.

Наименование

Р-60

Р-60М

Дальность пусков в ЗПС, км

0,3-7,2

0,2. ..8

Высота целей, км

0,03...20

0.03...24

Скорость целей, км/час

до 2500

Масса ракеты, кг

43,5

44

Масса боевой части, кг

3,0

3,5

Длина ракеты, м

2095

2138

Диаметр ракеты, м

0,2

Размах крыла, м

0,39

РАКЕТА К-73 (Р-73, изделие 72)

Исходя из неутешительных итогов воздушных боев в небе Вьетнама в конце шестидесятых годов, Соединенные Штаты начали разработку первых истребителей IV поколения - F-14 и F-15. Как и последующие легкие истребители F-16  и F-18, эти машины создавались для решения задач завоевания господства в воздухе, в первую очередь - для высокоманевренного воздушного боя. В начале семидесятых годов в Советском Союзе в порядке "симметричного ответа" на происки империалистов началась разработка советских перспективных фронтовых истребителей, впоследствии получивших обозначения Су-27 и МиГ-29.

Оценка требований к ракетному оружию, предназначенному для ведения ближнего боя новых высокоманевренных самолетов, показала не полное соответствие вновь поставленным задачам даже специально созданной ракеты ближнего боя Р-60, разработка которой завершалась в эти годы. Как показали результаты анализа, ракеты нового поколения должны были обладать свойствами сверхманевренности и всеракурсности.

Первоначально эти требования были разнесены по двум разным разработкам, осуществляемым различными проектно-конструкторскими организациями.

С учетом результатов, предварительных проработок, выполненных в рамках работ по аванпроекту, Постановлением от 26 июля 1974 г., определившим требования к будущим Су-27 и МиГ-29, ОКБ "Молния" была задана разработка высокоманевренной малогабаритной ракеты ближнего воздушного боя К-73. Ракета задумывалась как развитие Р-60, но с учетом более высоких требований к маневренности допускался рост массы до значения, промежуточного между Р-60 и Р-13.

AAM02011.jpg AAM02012.jpg
Сопло двигателя ракеты Р-73 Головная часть ракеты Р-73
 

AAM02013.jpg

Ракета Р-73

AAM02014.jpg  

1 - датчик аэродинамических углов, 2 - дестабилизатор, 3 - тепловая ГСН, 4 - рулевой привод, 5 - передающая антенна НВ, 6 - автопилот, 7 - радиолокационный НВ, 8 - приемная антенна НВ, 9 - газогенератор,  10 - ПИМ, 11- боевая часть, 12 - двигатель, 13 - элерон, 14 - привод элеронов, 15 - интерцептор

В тот же день, но другим Постановлением КБ "Вымпел" была задана разработка всеракурсной ракеты малой дальности К-14 в порядке дальнейшего развития семейства К-13 с применением новой ТГСН и совершенствованием аэродинамики.

Требования по сверхманевренности определили необходимость выхода К-73 на очень большие углы атаки (около 40°), на которых полностью утрачивалась эффективность традиционных для ракет "воздух - воздух" аэродинамических органов управления. Переход к применению газодинамических органов управления в этих условиях представлялся неизбежным. С учетом относительно небольшой дальности пусков сочли нецелесообразным и использование крыльевых поверхностей.

Исходя из малых габаритов и массы первоначального варианта К-73 применение на ней всеракурсной ТГС не предусматривалось.

Предыдущая Оглавление Следующая