Ракета К-80М (Р-4М, изделие 36М)
За время разработки К-80 изменилась тактика действий авиации вероятного противника, которая перешла к прорыву к цели на малых высотах. Исходя из этого Постановлением от 26 декабря 1968 г № 1044-381 была задана разработка модернизированного варианта комплекса, которая и была осуществлена к началу семидесятых годов. Испытания во Владимировке проходили с 10 марта 1973 г. по 24 июля 1974 г. Приказом Министра обороны № 00104 от 10 июня 1979 г модернизированный комплекс Ту-128-80М с ракетой К-80М был принят на вооружение.
С учетом уточненных требований "изделия 36М" - ракеты Р-4МР и Р-4МТ комплектовалась новой "радийной" ГСН ПАРГ-15ВВ, усовершенствованной тепловой Т-80НМД, неконтактным оптическим взрывателем "Сокол", доработанным двигателем ПРД-84М. Была повышена помехоустойчивость, уменьшена нижняя граница диапазона высот применения. Цели поражались на высотах от 50 м при пусках вдогон цели и от 2 км при атаке в переднюю полусферу, которая по-прежнему могла осуществляться с использованием только "радийных" ракет.
Наименование | Р-4 | Р-4М |
Дальность пусков, км | ||
в переднюю полусферу |
до 20...25 |
|
в заднюю полусферу |
до 10... 12 |
|
Высота целей, км | 8...21 | 0, 5 ...21 |
Скорость целей, км/час | ||
в переднюю полусферу |
до 2000 |
|
в заднюю полусферу |
до 1250 |
|
Масса ракеты, кг | ||
с РГС; | 492,5 | 512,5 |
с ТГС | 480 | 502 |
Масса боевой части, кг |
53,6 |
|
Длина ракеты, м | ||
с РГС; |
5,45 |
|
с ТГС | 5,2 | |
Диаметр | 0,315 | |
Размах крыла, м | 1,32 | |
Размах рулей, м | 1,55 |
В зарубежной прессе приводится также информация о разработке варианта ракеты с пассивной радиолокационной ГСН, предназначенной для поражения самолетов типа АВАКС и постановщиков помех на дальностях до 40 км.
Помимо прямой линии непосредственной модернизации самолета Ту-128 и ракет Р-4 в шестидесятые годы активно велись проектные работы по более радикальному совершенствованию тяжелого перехватчика и его вооружения.
Ракета К-60
В начале шестидесятых годов проектировалась ракета К-60 ("изделие 711") для вооружения перехватчика Ту-138 (варианта Ту-128) с РЛС "Смерч-А". Спустя несколько лет обозначение К-60 было вновь использовано применительно к малогабаритной ракете, предназначенной для ближнего воздушного боя.
Модель самолета "138-60" с ракетами К-60
Ракета К-100
В 1964 г. для варианта Ту-138 с РЛС "Гроза", а в дальнейшем - применительно к вооружению перехватчика Ту-148 разрабатывалась ракета К-100 ("изделие 52") для вооружения перспективной модификации Ту-128 с РЛС "Смерч-100". Предусматривалось применение комбинированной системы наведения - телеуправления на основном участке полета и самонаведения на конечном. Прорабатывалась и комбинированная тепплорадиолокационная ГСН. Ракеты предусматривалось разместить на внутренней подвеске, поэтому размещенное по схеме утка крыло К-100 было выполнено в малом удлинении. Для достижения дальности, на порядок превышающей достигнутую на К-80, было проработано несколько вариантов ракеты, в том числе двухступенчатый с пакетным расположением двух ускорителей. Однако уровень бортовой радиоэлектроники того времени явно не обеспечивал решение поставленных задач и работы постепенно прекратились.
К концу десятилетия работы по дальнейшему развитию дальних авиационно-ракетных комплексов перехвата велись исходя из сочетания перспективных туполевских самолетов с РЛС "Заслон" и ракетами К-33, предназначавшимися для МиГ-25МП - будущего МиГ-31.
Масштабы развертывания самолетов Ту-128 были относительно скромными - было выпущено всего 188 перехватчиков и 10 учебных самолетов, что и определило относительно малый объем производства ракет, на порядок уступавший более массовым образцам.
В начале восьмидесятых годов после поступления на вооружение самолетов МиГ-31 уже устаревшие Ту-128 с ракетами семейства Р-4 стали сниматься с вооружения. Спустя десятилетие этот процесс был завершен ликвидацией всех машин, за исключением первой серийной, представленной совместно с макетами ракет в экспозиции Музея ВВС в Монино.
Важным результатом разработки К-80 стало успешное решение задачи поражения цели со стороны передней полусферы, которое вскоре было распространено на более массовые ракеты - К-98 и другие. Кроме того, в отличие от других ракетных комплексов, ограничивающих маневренные возможности носителей, К-80 придала боевые свойства истребителя исходно бомбардировочному туполевскому самолету.
Ракета К-100