![]() |
![]() |
Шесть ракет К-37 под фюзеляжем МиГ-31М | Ракета К-37 (по материалам зарубежной печати) |
Ракета К-172 (по материалам зарубежной печати) |
![]() |
Большое число разработанных образцов свидетельствует не только о неистощимом творческом потенциале нашего народа. Не всегда удавалось сосредотачивать силы на разработке ракет, в должной мере универсальных по носителям и обладающих значительным модернизационным потенциалом. На протяжении нескольких десятилетий разнотипность управляемого ракетного вооружения в значительной мере определялась и соперничеством двух основных организаций, работающих в в данной области.
В настоящее время, с объединением разработчиков ракет "воздух-воздух" в одной организации, ФГУП ГосМКБ "Вымпел", сформировались все условия для проведения единой технической политики, обеспечивающей многолетнюю перспективу совершенствования этого вида вооружения отечественной авиации.
В частности, при испытании одного из последних вариантов усовершенствованной ракеты большой дальности было достигнуто успешное поражение цели на удалении 300 км, что было отмечено 15 октября 1993 г. поздравительной телеграммой президента Российской Федерации в адрес коллектива "Вымпела", воспроизведенной в юбилейном издании этой организации.
Непрерывно идет совершенствование ракет семейств Р-73 и РВВ-АЕ.
В зарубежной прессе, а также в ряде отечественных фирменных изданий опубликован ряд сообщений о новых разработках ракет большой и сверхбольшой дальности.
Как известно, в обеспечение дальнейшего совершенствования тяжелых перехватчиков был разработан самолет МиГ-31М, первый вылет которого состоялся 21 декабря 1985 г. В 1992 г. самолет показали руководителям стран СНГ и журналистам на аэродроме Мачулище под Минском, а затем неоднократно демонстрировали на различных авиасалонах. В ряде экспозиций, в частности, на "Мосаэрошоу-97", самолет вооружался новыми ракетами, известными по публикациям в зарубежной прессе под наименованием Р-37. Ракеты заметно отличаются от Р-33 крыльями уменьшенных размеров и иной формой рулей.
Наряду с разработками ФГУП Гос МКБ "Вымпел" к разработке ракет "воздух-воздух" обратились и другие организации, ранее специализировавшиеся на создании зенитных ракет
В ходе подготовки к авиасалону в Абу-Даби екатеринбургским ОКБ "Новатор", ранее специализировавшимся на разработке зенитной ракетной техники и ракет военно-морского флота, были представлены предложения по ракете "воздух-воздух" КС-172. Для ракеты заявлена сверхбольшая дальность пусков - до 400 км. Макет ракеты демонстрировался в ходе одного из "Мосаэрошоу".
В последние годы появились публикации о возможности использования в качестве оружия класса "воздух-воздух" ракет семейства 9М96, разрабатывающихся МКБ "Факел" для перспективного зенитного комплекса С-400.
Таким образом, опираясь на накопленный научно-технический задел, ориентируясь на неоспоримый значительный экспортный потенциал своей продукции, отечественные конструкторские коллективы, несмотря на неблагоприятные финансово-экономические условия, успешно продолжают процесс совершенствования ракетного оружия "воздух-воздух".
Литература
1. И.Г.Акопян. Московский НИИ "Агат" создает разработки мирового уровня. - Вооружение, политика, конверсия, 1994, №3
2. Гос НИИАС 1946-1996г. Под редакцией Е.А. Федосова М.,.1996г.
3. В.Бабошин. Истребители России - трудная дорога в XXI век. История авиации 1999 №1 _
4. Е.И. Гордон. Первый советский сверхзвуковой - Авиамастер 1999 г., №1, История авиации 1999 №№1 и 3.
5. Е.И. Гордон. В тени старшего брата - Авиация и время, 1999г, №4
6. Е.И. Гордон. Большое семейство - Авиация и время, 1998г, №7
7. Е.И.Гордон. Нестандартные "МиГи - Авиация, 1999г, №2
8. Е.И Гордон. Р.В. Мараев. Последние из большого семейства - Авиация и время, 1998г, №2
9. Е. Гордон. В Ригмант, "Скрипач", защищавший небо - Авиация и время, 1997г, №2
10. Е. Гордон, А. Фомин, А. Михеев. МиГ-29. М. Любимая книга, 1998г.
11. Е. Ерохин. Подрезанные крылья "Беркута" - Крылья Родины, 1998г., №3,
12. А. Ларионов. Чемодан из гастронома. - Мир авиации, 1999, №3
13. А.В. Карпенко. Российское ракетное оружие 1943-1993" СПб, ПИКА, 1993.
14. А.В. Карпенко. Современные отечественные ракеты класса "воздух-воздух" малой дальности и ближнего воздушного боя - Бастион, 2000, №2
15. МНИИ "Агат", г. Жуковский, 2000 г.
16. НИИП им. В.В. Тихомирова,
17. Оружие России, Вооружение и военная техника ПВО. М., Военный парад 1998
18. В. Павлов. Сверхзвуковые трубы всесоюзного оркестра - Авиация и время, 1998г, №6,
19. В. Павлов. Су-15 - М-Хобби, №4, 1997г
20. Г.А. Соколовский ГосМКБ "Вымпел" предлагает сотрудничество. - Вооружение, политика, конверсия, 1993, №2
21. Г.А. Соколовский Ракеты "Воздух-воздух". Военный парад, 1998, №5
22. А. Фомин. Су-27 - история истребителя. М. 1998г.
23. ФГУП "Государственное машиностроительное конструкторское бюро "Вымпел" им Н.И. Торопова, М.,1999г.
24. А.Б. Широкорад. История авиационного вооружения. Минск, Харвест, 1999 г.
25. Н.В. Якубович Документы свидетельствуют - Крылья Родины, 1998г., №8,
26. J. Gordon. Su-15. Warszawa, 1997.
27. J. Gordon, W. Rigmant Tu-128 Warszawa, 1996.
28. P. Butowski/ Rosyiskie raketjl kirjvane powietrze-powietrze. -Nowil technika woyskova 1994.. №№1,2,3.
29. P. Butowski/ New spirit Internatinal, 2000, № 3.
30. P. Butowski/, W. Pankow, W. Ponomarew Su-15 Flagon. Gdansk, 1994