![]() |
![]() |
Посадочный модуль отделился от командного модуля | Тормозной импульс |
Орбита - 1 (первые полчаса)
Орбита Луны: начинается процедура разделения CSM с LM. Напутственные слова Майка Коллинза за минуту до разделения могли показаться шуткой: "Не волнуйтесь на Луне. Если я услышу от вас раздражение и ропот, я подъеду к вам" - эти слова были желанием приободрить друзей на случай возникновения трудностей при встрече, если прилунение будет выполнено с превышением крена LM, и при старте с Луны взлетная ступень окажется на сильно отклоненной от CSM орбите.
100:09:50. Майк толкает кнопку, срабатывают электрозамки стыковочного кольца CSM, избыточное давление в люке-лазе мягко отталкивает LM. Коллинз тщательно осматривает медленно вращающийся вокруг своей оси LM.
Майк: "Наша машина прекрасно выглядит, несмотря на то, что вы вверх тормашками".
Армстронг: "Еще не известно, кто вверх тормашками".
Майк: "Вы, парни, будьте осторожны".
Армстронг: "До свиданья".
Полчаса космические аппараты двигаются по орбите на незначительном (5-30 м) расстоянии друг от друга, наконец, приходит время настоящего расхождения.
100:39:50. Коллинз двигателями ориентации отводит CSM на километр выше от LM и на 3,3-3,7 км по орбите. Армстронг и Олдрин наблюдали, как "Колумбия" постепенно превращается в маленькую звездочку, а вскоре и вовсе исчезает.
БЦВМ
До разрешения снижаться к поверхности остается чуть менее часа, в течение которого астронавты должны полностью подготовить электронное оснащение LM к непрерывной, длящейся ~ 1 час 10 минут фазе спуска к лунной поверхности. И главное действующее звено этой подготовки - БЦВМ (бортовая цифровая вычислительная машина, или бортовая ЭВМ первого поколения).
БЦВМ - мозг LM, без нее успешная посадка на Луну невозможна, попытку отправить астронавтов (космонавтов) на Луну без применения БЦВМ следовало бы (в 1969) именовать не миссией или экспедицией, а попыткой попадания одним космонавтом (Н-1) или двумя астронавтами (Apollo) в Луну.
БЦВМ решала задачу многоуровневого управления "избыточными" (дублированными, работающими автономно и параллельно) системами LM, совместно с аналоговым контрольным моделированием систем задач процесса прилунения на ЭВМ ЦУП.
Такой принцип поддержки оперативного управления экипажа называется интегральным. В истории техники он был разработан и впервые применен именно в программе "Apollo" для обеспечения пилотируемого прилунения. Это позволило создателям программы осуществить не только прилунение, но и спасти впоследствии экипаж "Apollo-13", попавший в критическую ситуацию в космосе.
Так как программа "Apollo" является самой сложной из всех пилотируемых программ летательных аппаратов и в 1969-72 годах, и сегодня, только глубокая интеграция человека и техники обеспечивала ей такую гибкость и надежность комплекса управления, которая не может быть обеспечена другими средствами при существующем уровне развития техники.
Интегральный принцип представлял собой совместную работу ведущих специалистов всех востребованных программой отраслей науки и техники США, обеспечивающую ЦУП и экипаж КК достоверным своевременным прогнозированием ситуации. С первой секунды самой миссии была предусмотрена максимальная помощь со стороны наземных служб во всех непредвиденных обстоятельствах. Работу диспетчеров миссии, находящихся в Хьюстоне, обеспечивали группы специализированной поддержки в самом ЦУП и сотни людей на различных предприятиях подрядчиков, разбросанных по всей стране, по организованной между ними голосовой (телефонной и радио) связи и специальным линиям оперативного обмена информацией
Первое бортовое электронно-вычислительное устройство, впервые примененное в программе "Apollo" и на КК "Apollo", было не просто изделием, опережающим все аналогичные практические экспериментальные образцы в мире на 7-10 лет, это был уже не "мешок релюшек" с забортной "шевелюрой" из десятков датчиков и антенн. Это был первый полностью автономный вычислительный комплекс, "третий астронавт", снимающий с пилотов LM непосильную для человека физическую и психологическую нагрузку контроля и "счета" мгновенно изменяющейся ситуации полета.
Достаточно сказать, что только по количеству команд (операций) в секунду, это устройство превосходило все предыдущие средства управления КК на два порядка.
Но, тем не менее, БЦВМ "Apollo" требовала большого внимания и напряжения и от пилотов КК, и от операторов ЦУП. В "идеально" протекающем полете астронавты контролируют показания приборов для обнаружения ошибок, которые требуют немедленного вмешательства, в то время как наземные операторы ответственны за обнаружение постепенно нарастающих неисправностей бортовых устройств. Такого рода неисправности могут быть обнаружены только наземной службой, которая контролирует и сравнивает длиннопериодические тенденции изменения параметров по показаниям бортовых систем наземного слежения.