СБ 2ИС
Оперение СБ
Заслушав доклад начальника ЦАГИ Н.М. Харламова об итогах работы за 1934 г., в своем Постановлении ГУАП констатировал, что:
"...ЦАГИ добился целого ряда крупнейших достижений, имеющих мировое значение в области авиационной техники, чем содействовал, наряду с укреплением обороноспособности страны, также превращению нашей авиации в лучшую авиацию в мире.
По линии опытного строительства ЦАГИ: ...Разрешил проблему скоростных самолетов бомбардировщиков...
В частности, ЦАГИ выполнил следующие правительственные задания: ...СБ с двумя моторами Испано. Скоростной бомбардировщик спроектирован и построен по той же схеме, как и СБ с РЦ , но с несколько другой аэродинамикой. На заводских испытаниях показал очень высокие летные качества. Скорость его 433 км/ч - выше многих самых лучших в мире истребителей. Этот самолет построен из супердюраля с применением новой технологии (гладкая обшивка, клепка впотай), создает громадный перелом в советской авиации и авиапромышленности..."
Заводские испытания проходили до 6 февраля 1935 г. Были достигнуты выдающиеся для того времени результаты. Максимальная скорость на высоте 4000 м составила 430 км/ч. Отмечалась также достаточно хорошая скороподъемность самолета.
Для проведения совместных испытаний ОКБ и ВВС к 23 января был назначен экипаж из НИИ ВВС КА. В него вошли летчик Миндер, штурман Бряндинский, летнаб-хронометрист Нольде и техник Обыденников.
С 8 февраля 1935 г. начались совместные испытания СБ 2ИС в НИИ ВВС КА. До завершения испытаний 19 февраля было выполнено 38 полетов. Кроме Миндера, от НИИ ВВС КА в облете самолета участвовали летчики М.М. Громов, А.Н. Филин и А.Б. Юмашев. Из ОЭЛИД ЦАГИ в испытаниях участвовал экипаж Журова.
Испытания проводились с неубирающимися в полете лыжами. Максимальная скорость на лыжах составила у земли - 320 км/ч, на расчетной высоте 4000 м - 351 км/ч, на высоте 8000 м - 310 км/ч.
Время набора высоты 5000 м - 7,2 мин, практический потолок - 9400 м - выдающийся для своего времени результат. Ожидалось, что в летних условиях с убранным колесным шасси максимальная скорость на расчетной высоте составит 410-420 км/ч.
Полетный вес самолета составил 5000 кг. Размах крыла - 20,3 м. Несущая поверхность крыла имела площадь - 47,34 м2. Соответственно удельная нагрузка на несущую поверхность - 105,7 кг/м2. Мощность, развиваемая моторами у земли, - 1530 л.с., а на расчетной для моторов высоте 3100 м - 1720 л.с. Соответственно, удельная нагрузка, отнесенная к мощности у земли, составляла 3,26 кг/л.с. и на расчетной высоте - 2,9 кг/л.с. Центр тяжести самолета составлял 29,3% САХ.
В отчете по государственным испытаниям отмечалось, что СБ 2ИС испытаний не прошел. Тем не менее было рекомендовано принять самолет на вооружение, внедрить его в серийное производство и устранить недостатки. К 15 марта 1935 г. требовалось довести вооружение и оборудование.
В качестве основных недостатков отмечались: недостаточная продольная устойчивость самолета, недостаточная эффективность элеронов, "недостаточность" руля поворота при полете на одном моторе, недоведенность системы охлаждения моторов.
В заключении делался вывод о том, что "СБ 2ИС принадлежит к новому тактическому классу современных бомбардировочных самолетов, обладающих чрезвычайно высокой горизонтальной скоростью полета и скороподъемностью..."