Предыдущая Оглавление Следующая

AR-2130.jpg AR-2131.jpg
СПБ Поликарпова Бомбардировщик Яковлева Як-4
AR-2132.jpg AR-2133.jpg
Самолет "100" Петлякова Пикирующий бомбардировщик Пе-2

Воспользовавшись аварией, КБ Архангельского решило одновременно с ремонтом шасси внести в конструкцию самолета ряд изменений по результатам первых испытательных полетов. В обновленном виде бомбардировщик Б-1 вновь ушел в испытательный полет только 20 февраля 1941 г. С 24 марта по 9 июля 1941 г. были проведены заводские испытания, в ходе которых летчик-испытатель Ю. К. Станкевич достиг на высоте 4900 м максимальной скорости 540 км/ч. Ожидалось, что после устранения некоторых конструктивных недостатков скорость бомбардировщика увеличится до 560-565 км/ч.

Тогда же, в феврале 1941 г., на государственные испытания в НИИ ВВС КА поступил Ар-2 № 1/511 с внесенными в его конструкцию улучшениями по результатам госиспытаний головного Ар-2. Моторы М-105Р на этом самолете были выдвинуты вперед на 150 мм для улучшения продольной устойчивости. Были установлены винты ВИШ-22Е диаметром 3,1 м. Редукция моторов была изменена на 0,59 (вместо 0,66). Кроме того, на самолете были установлены более тонкие тормозные решетки и реактивные выхлопные патрубки. Качество изготовления самолета и отделка его поверхности были значительно улучшены. Указанные доработки позволили получить максимальную скорость у земли 443 км/ч и 512 км/ч на высоте 5000 м.

Казалось бы, стоит продолжать работы по улучшению аэродинамики Ар-2 и усилению его вооружения, обеспечивая, таким образом, требуемые летно-боевые качества самолета в серии, а также форсированными темпами доводить до летно-боевого состояния Б-1. Однако судьба распорядилась иначе.

К этому времени головной Пе-2 (а соответствии с приказом НКАП № 704 от 09.12.40 г. ПБ-100 переименован в Пе-2 авт.) уже успешно прошел испытания, показав неплохие результаты — при полетном весе 7536 кг максимальная скорость на высоте 5100 м составила заветные 540 км/ч, потолок — 8700 м, дальность полета 1200 км. Нормальная бомбовая нагрузка - 600 кг, в перегрузку - 1000 кг.

Начиная с нового года, авиазаводы № 39 и № 22, предназначенные для серии Пе-2, стали выкатывать на летное поле продукцию. У руководства НКАП и ВВС появилась уверенность в скором решении всех технологических и организационных проблем, связанных с запуском "пешки" в крупную серию.

29 января 1941 г. свой первый полет по программе заводских испытаний совершил опытный пикирующий бомбардировщик "103" 2АМ-37 конструкции ОТБ НКВД. В это же время на 156-м авиазаводе полным ходом шла постройка улучшенного экземпляра этого самолета "103У" 2АМ-37 - завершение работ планировалось в марте месяце.

Согласно Постановлению ГКО № 401 от 11 октября 1940 г. максимальная скорость этих вариантов самолета " 103" должна была составлять 580-600 км/ч на высоте 7000 м, нормальная бомбовая нагрузка -1000 кг (в перегрузку до 3000 кг), дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой - 2500 км, стрелково-пушечное вооружение - 2 пушки ШВАК и 5 пулеметов ШКАС.

Первые результаты заводских испытаний самолета "103" вселяли надежду, что вскоре ВВС смогут получить ударный самолет, который по своим летно-боевым данным превосходит все известные на начало 1941 г. боевые машины этого класса и полностью разрешит "задачу вооружения ВВС Красной Армии фронтовыми пикирующими бомбардировщиками".

В итоге Постановлением Комитета Обороны от 11 февраля 1941 г. серийный выпуск Як-4 (приказом НКАП № 704 от 9Л2.40 г. ББ-22 2М-105 переименован в Як-4) на авиазаводе № 81 был прекращен. Прекращался серийный выпуск и бомбардировщика Архангельского - Ар-2 2М-105. На 22-м авиазаводе прочно обосновывался пикировщик В.М. Петлякова - Пе-2.

Предыдущая Оглавление Следующая