Предыдущая Оглавление Следующая

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ ФРОНТОВЫХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ

Наименование показателя

Ар-2 Акт ГИ 02.41 г.

СБ-РК Акт ГИ 05.40 г.

СПБ 1939 г.

Пе-2 Акт ГИ 02.41 г.

Як-4 Акт ГИ 02.41г.

"103" Акт ГИ 07.41г.

Ju88A-l НИИ ВВС 1940 г

Количество и тип мотора

2 М-105Р

2 М-105

2 М-105

2 М-105Р

2 М-105

2 АМ-37

2 Jumo211B

Мощность, л.с. взлетная/на расчетной высоте

1100/1050

1100/1050

1100/1050

1100/1050

1100/1050

1400/1400

1200/970

Площадь крыла, м2

48,2

56,7

42,93

40,5

29,4

48,5

52,5

Нормальный полетный вес, кг

6500

6300

6850

7536

6115

10448

10350

Нагрузка на м2, кг/м2

135

117

160

186

208

215

190

Максимальная скорость, км/ч

у земли

443

411

490

452

453

469

365

на 1-й границе высотности

516/3060

518/3050

426/2500

на 2-й границе высотности

512/5000

430/4700

520/4500

540/5100

533/5050

610/7800

445/5600

Скороподъемность на Н=5000 м, минут

6,5

8,5

7,5

9,3

6,5

9,5

18

Практический потолок, м

10500

1100

9950

8700

9700

10500

8140

Дальность полета, км

990

960

1200

925

1900

1400

Посадочная скорость, км/ч

117

140

136

155

125

Разбег самолета, м

300

255

500

360

492

435

700

Пробег на посадке, м

510

445

450

460

765

420

Экипаж, человек

3

3

3

3

2

4

4

Стрелковое вооружение:

вперед

1 ШКАС 500 патронов

2 ШКАС 900 патронов

1 ШКАС 900 патронов

2 ШКАС 900 патронов

1 ШКАС 1500 патронов

2 ШВАК (200) 2 ШКАС (1000)

1 MG15 375 патронов

вверх

1 ШКАС 1000 патронов

1 ШКАС 1200 патронов

1 БС 300 патронов

1 ШКАС 750 патронов

1 ШКАС 250 патронов

1 ШКАС (500) 1 ШКАС (1000)

1 MG15 600 патронов

вниз

1 ШКАС 600 патронов

1 ШКАС 750 патронов

1 ШКАС 450 патронов

1 ШКАС 750 патронов

1 ШКАС 500 патронов

1 MG15 525 патронов

Бомбовая нагрузка - норм./перегрузка, кг

1000/1500 в т.ч. 12x100 или 6x250 или 3x500

600/1500 в т.ч. 10x100 или 4x250 или 3x500

800/1500 в т.ч. 8x100 или 4x50 и 2x250 или 2x500

 600/1000 в т.ч. 10x100 или 4x250 или 2x500

400/600 в т.ч. 4x100 или  2x250

1000/2000/3000 в т.ч. 9x100 и 2x500 или 6x250 или 3x500 или 3x1000

1400/1900 в т.ч. 28x50 или 28x50 и 2x250 или 18x50 и 2x500

Расчеты показывают, что в типовых условиях боев на восточном фронте при решении боевой задачи по уничтожению малоразмерных трудноуязвимых целей пикирующий бомбардировщик Ар-2 превосходил по эффективности бомбардировщик ББ-22ПБ почти в 5,5 раз, Пе-2 - в 1,4 раза, и немецкий Ju88A-4 - в 1,3 раза.

При решении боевой задачи по уничтожению площадной слабо защищенной цели из всех серийных советских бомбардировщиков наилучший результат показывал опять же Ар-2. При этом Пе-2 "отставал" от Ар-2 в 1,3 раза, а ББ-22ПБ - почти в 2,5 раза. В то же время Ар-2 уступал "юнкерсу" по эффективности в этом виде "двоеборья" примерно в 1,3 раза.

Опытный пикирующий бомбардировщик "103У" 2АМ-37 превосходил по боевой эффективности как Ар-2, так и Ju88A-4 при решении любых задач авиационной поддержки войск. В отличие от своих оппонентов "103У" был способен нести три ФАБ-1000 (максимальная емкость бомбодержателей) и "метать" их с пикирования.

К сожалению, начавшаяся война не позволила быстро довести машину до летно-боевого состояния - мотор АМ-37 был снят с серийного производства, а установленный на самолет вместо него мотор М-82А страдал множеством "детских" болезней. В результате первые три серийные Ту-2 2М-82 (приказом НКАП № 234 от 28.03.42 г. самолетам "103" было присвоено обозначение Ту-2) попали на фронт только в сентябре 1942 г., а ритмичное и качественное серийное производство (уже с моторами М-82ФН) было налажено лишь к середине 1944 г. Однако "умение" бомбить с пикирования бомбардировщик утратил - с самолета были сняты тормозные решетки с системой управления. Машину стали классифицировать как средний бомбардировщик, предназначенный "для выполнения задач дневного бомбометания с горизонтального полета по ближним тылам врага".

Явным аутсайдером при решении любой боевой задачи является ББ-22ПБ. Следует признать, что принятие на вооружение ВВС КА самолета ББ-22 в варианте бомбардировщика является грубейшей ошибкой УВВС, НКАП и Комитета Обороны. Реальной боевой ценности он не представлял, но сил и средств на его внедрение в серийное производство и освоение в частях было затрачено не мало.

Серьезной ошибкой является и прекращение серийного производства бомбардировщика Ар-2 в пользу запуска в массовую серию бомбардировщика Пе-2.

Кажущийся основной недостаток Ар-2 - меньшая в сравнении с Пе-2 максимальная скорость полета - вполне "закрывался" за счет оптимизации тактики боевого применения пикировщика, лучшей организации взаимодействия с истребителями прикрытия и управления в бою, а также обучения летного состава бомбардировочных полков воздушному бою с истребителями противника одиночно и в составе группы. В этом убеждает пример летчиков люфтваффе, которые, имея ударные самолеты с посредственными летными данными, достигали высокой эффективности боевых действий главным образом за счет рациональной тактики их боевого применения, прекрасной организации взаимодействия со своей истребительной авиацией и с наземными войсками и хорошей летно-боевой подготовки экипажей.

Главное, Ар-2 имел прекрасные взлетно-посадочные качества и был более доступен, чем Пе-2, для освоения молодыми сержантами военного времени. Как известно, Пе-2 совершенно не терпел высокого выравнивания -в этом случае гарантированно ломалось шасси. Подломленные на посадках "пешки" составляли в частях до 30% неисправных машин.

В любом случае, Ар-2 на протяжении всей войны мог показывать лучшую боевую эффективность при решении любой боевой задачи фронтовой бомбардировочной авиации, чем основной пикирующий бомбардировщик ВВС КА самолет Пе-2.

Предыдущая Оглавление Следующая