ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ ФРОНТОВЫХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ
Наименование показателя |
Ар-2 Акт ГИ 02.41 г. |
СБ-РК Акт ГИ 05.40 г. |
СПБ 1939 г. |
Пе-2 Акт ГИ 02.41 г. |
Як-4 Акт ГИ 02.41г. |
"103" Акт ГИ 07.41г. |
Ju88A-l НИИ ВВС 1940 г |
Количество и тип мотора |
2 М-105Р |
2 М-105 |
2 М-105 |
2 М-105Р |
2 М-105 |
2 АМ-37 |
2 Jumo211B |
Мощность, л.с. взлетная/на расчетной высоте |
|||||||
1100/1050 |
1100/1050 |
1100/1050 |
1100/1050 |
1100/1050 |
1400/1400 |
1200/970 |
|
Площадь крыла, м2 |
48,2 |
56,7 |
42,93 |
40,5 |
29,4 |
48,5 |
52,5 |
Нормальный полетный вес, кг |
6500 |
6300 |
6850 |
7536 |
6115 |
10448 |
10350 |
Нагрузка на м2, кг/м2 |
135 |
117 |
160 |
186 |
208 |
215 |
190 |
Максимальная скорость, км/ч |
|||||||
у земли |
443 |
411 |
490 |
452 |
453 |
469 |
365 |
на 1-й границе высотности |
516/3060 |
518/3050 |
426/2500 |
||||
на 2-й границе высотности |
512/5000 |
430/4700 |
520/4500 |
540/5100 |
533/5050 |
610/7800 |
445/5600 |
Скороподъемность на Н=5000 м, минут |
6,5 |
8,5 |
7,5 |
9,3 |
6,5 |
9,5 |
18 |
Практический потолок, м |
10500 |
1100 |
9950 |
8700 |
9700 |
10500 |
8140 |
Дальность полета, км |
990 |
960 |
1200 |
925 |
1900 |
1400 |
|
Посадочная скорость, км/ч |
117 |
140 |
136 |
155 |
125 |
||
Разбег самолета, м |
300 |
255 |
500 |
360 |
492 |
435 |
700 |
Пробег на посадке, м |
510 |
445 |
450 |
460 |
765 |
420 |
|
Экипаж, человек |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
4 |
Стрелковое вооружение: |
|||||||
вперед |
1 ШКАС 500 патронов |
2 ШКАС 900 патронов |
1 ШКАС 900 патронов |
2 ШКАС 900 патронов |
1 ШКАС 1500 патронов |
2 ШВАК (200) 2 ШКАС (1000) |
1 MG15 375 патронов |
вверх |
1 ШКАС 1000 патронов |
1 ШКАС 1200 патронов |
1 БС 300 патронов |
1 ШКАС 750 патронов |
1 ШКАС 250 патронов |
1 ШКАС (500) 1 ШКАС (1000) |
1 MG15 600 патронов |
вниз |
1 ШКАС 600 патронов |
1 ШКАС 750 патронов |
1 ШКАС 450 патронов |
1 ШКАС 750 патронов |
1 ШКАС 500 патронов |
1 MG15 525 патронов |
|
Бомбовая нагрузка - норм./перегрузка, кг |
1000/1500 в т.ч. 12x100 или 6x250 или 3x500 |
600/1500 в т.ч. 10x100 или 4x250 или 3x500 |
800/1500 в т.ч. 8x100 или 4x50 и 2x250 или 2x500 |
600/1000 в т.ч. 10x100 или 4x250 или 2x500 |
400/600 в т.ч. 4x100 или 2x250 |
1000/2000/3000 в т.ч. 9x100 и 2x500 или 6x250 или 3x500 или 3x1000 |
1400/1900 в т.ч. 28x50 или 28x50 и 2x250 или 18x50 и 2x500 |
Расчеты показывают, что в типовых условиях боев на восточном фронте при решении боевой задачи по уничтожению малоразмерных трудноуязвимых целей пикирующий бомбардировщик Ар-2 превосходил по эффективности бомбардировщик ББ-22ПБ почти в 5,5 раз, Пе-2 - в 1,4 раза, и немецкий Ju88A-4 - в 1,3 раза.
При решении боевой задачи по уничтожению площадной слабо защищенной цели из всех серийных советских бомбардировщиков наилучший результат показывал опять же Ар-2. При этом Пе-2 "отставал" от Ар-2 в 1,3 раза, а ББ-22ПБ - почти в 2,5 раза. В то же время Ар-2 уступал "юнкерсу" по эффективности в этом виде "двоеборья" примерно в 1,3 раза.
Опытный пикирующий бомбардировщик "103У" 2АМ-37 превосходил по боевой эффективности как Ар-2, так и Ju88A-4 при решении любых задач авиационной поддержки войск. В отличие от своих оппонентов "103У" был способен нести три ФАБ-1000 (максимальная емкость бомбодержателей) и "метать" их с пикирования.
К сожалению, начавшаяся война не позволила быстро довести машину до летно-боевого состояния - мотор АМ-37 был снят с серийного производства, а установленный на самолет вместо него мотор М-82А страдал множеством "детских" болезней. В результате первые три серийные Ту-2 2М-82 (приказом НКАП № 234 от 28.03.42 г. самолетам "103" было присвоено обозначение Ту-2) попали на фронт только в сентябре 1942 г., а ритмичное и качественное серийное производство (уже с моторами М-82ФН) было налажено лишь к середине 1944 г. Однако "умение" бомбить с пикирования бомбардировщик утратил - с самолета были сняты тормозные решетки с системой управления. Машину стали классифицировать как средний бомбардировщик, предназначенный "для выполнения задач дневного бомбометания с горизонтального полета по ближним тылам врага".
Явным аутсайдером при решении любой боевой задачи является ББ-22ПБ. Следует признать, что принятие на вооружение ВВС КА самолета ББ-22 в варианте бомбардировщика является грубейшей ошибкой УВВС, НКАП и Комитета Обороны. Реальной боевой ценности он не представлял, но сил и средств на его внедрение в серийное производство и освоение в частях было затрачено не мало.
Серьезной ошибкой является и прекращение серийного производства бомбардировщика Ар-2 в пользу запуска в массовую серию бомбардировщика Пе-2.
Кажущийся основной недостаток Ар-2 - меньшая в сравнении с Пе-2 максимальная скорость полета - вполне "закрывался" за счет оптимизации тактики боевого применения пикировщика, лучшей организации взаимодействия с истребителями прикрытия и управления в бою, а также обучения летного состава бомбардировочных полков воздушному бою с истребителями противника одиночно и в составе группы. В этом убеждает пример летчиков люфтваффе, которые, имея ударные самолеты с посредственными летными данными, достигали высокой эффективности боевых действий главным образом за счет рациональной тактики их боевого применения, прекрасной организации взаимодействия со своей истребительной авиацией и с наземными войсками и хорошей летно-боевой подготовки экипажей.
Главное, Ар-2 имел прекрасные взлетно-посадочные качества и был более доступен, чем Пе-2, для освоения молодыми сержантами военного времени. Как известно, Пе-2 совершенно не терпел высокого выравнивания -в этом случае гарантированно ломалось шасси. Подломленные на посадках "пешки" составляли в частях до 30% неисправных машин.
В любом случае, Ар-2 на протяжении всей войны мог показывать лучшую боевую эффективность при решении любой боевой задачи фронтовой бомбардировочной авиации, чем основной пикирующий бомбардировщик ВВС КА самолет Пе-2.