В июне 1944 года первые серийные Ла-7 поступили в «маршальский» 19-й ГИАП, где 24 июня состоялся их боевой дебют при проведении операции «Багратион» - освобождение Белоруссии.
Официальные войсковые испытания Ла-7 состоялись несколько позже в 63-м ГИАП (командир Герой Советского Союза гв. подполковник Горбатюк Е.М.) 3-й ГИАД 1-го ГИАК. Дивизией командовал в то время гв. полковник В.И. Сталин, вернувшийся после опалы в боевой состав ВВС КА.
Испытания проходили с 15 сентября по 15 октября 1944 года на 1-м Прибалтийском фронте.
63 ГИАП получил новую матчасть, формировался и переучивался в 14-м ЗАП (г. Тула) в августе месяце. Боевая работа полка началась 20 августа.
К началу войсковых испытаний, т.е. к 15 сентября полк насчитывал в своем составе 30 самолетов Ла-7 с АШ-82ФН. Из них 28 - производства завода №381 52-й и 53-й серий и 2 самолета завода №21.
К началу испытаний каждый из самолетов полка налетал в среднем 11 ч 10 мин, средняя наработка каждого мотора составляла 22 ч 12 мин.
Большая часть летчиков полка имела значительный налет и боевой опыт. Все летчики воевали на самолете Ла-5 с осени 1942 года, поэтому на переучивание в ЗАП для перехода на самолет Ла-7 потребовалось на каждого в среднем лишь по 3-5 полетов.
Техсостав полка тоже ранее работал на самолетах Ла-5, причем 2/3 работало на Ла-5 с мотором АШ-82Ф и 1/3 на Ла-5 с АШ-82ФН. Имея большой опыт работы на самолетах Ла-5, техсостав достаточно хорошо освоил эксплуатацию самолета Ла-7.
Во время войсковых испытаний в полку работали представитель завода №19, представитель завода №296 и бригада завода №381 в количестве 6 человек, которая занималась доводочными работами, устранением дефектов и ремонтом самолетов.
Войсковые испытания проходили в период Рижской операции 1-го Прибалтийского фронта. Полк на самолетах Ла-7 с 15 сентября по 15 октября 1944 года произвел 462 боевых вылета с налетом 414 ч 15 мин. Из 116 групповых вылетов в 47 случаях имели место встречи с самолетами противника. В 39 случаях встречи оканчивались воздушными боями, из них 5 боев безрезультатных. Всего за эти бои было сбито 55 самолетов противника, из них: FW 190A - 52 и Bf 109G - 3. Наши потери за время испытаний: 8 самолетов Ла-7 и 3 летчика, из них: боевые потери - 4 самолета и 3 летчика, небоевые потери - 4 самолета. Все небоевые потери произошли вблизи аэродрома по причине отказов в работе моторов. При этом 1 самолет разбит при пробном полете и 3 при боевых вылетах. Работа полка до 27 сентября проводилась с аэродрома Пурайчай средней пыльности, а с 27 сентября - с аэродрома Шауляй малой пыльности.
Самолет Ла-7 с мотором АШ-82ФН показал себя как современный, скоростной и маневренный истребитель, способный как истребитель воздушного боя выполнять следующие тактические задачи: прикрытие действий наземных войск и бомбардировочной авиации, сопровождение штурмовой авиации, свободная охота, расчистка воздуха от самолетов противника, прикрытие аэродромов. Кроме того, самолет мог вести разведку войск противника, а в отдельных случаях производить бомбометание.
Самолет Ла-7 в воздушных боях до высоты 5000 м в сравнении с самолетами Bf 109 и FW 190 имел преимущество по горизонтальной скорости, скороподъемности, горизонтальному и вертикальному маневрам. Сравнительной оценки на больших высотах дано не было ввиду того, что полетов на этих высотах не производилось. Высокие ЛТД самолета Ла-7 позволяли ему занимать более выгодные позиции в воздушном бою, и, следовательно, эффективно использовать мощность своего огня.
Однако следом за положительной оценкой самого самолета следовала во многом неожиданная отрицательная оценка работы моторов АШ-82ФН:
«Моторы АШ-82ФН на самолетах Ла-7 в эксплоатации оказались ненадежными. Основными дефектами их, выявленными при войсковых испытаниях, являются:
а) ступенчатая выработка гильз цилиндров и выработка поршневых колец;
б) попадание масла в систему всасывания мотора вследствие выработки маслоуплотнительных колец валика импеллера;
в) выработка направляющих штоков клапанов, приводящая к повышенному расходу масла через них».