Предыдущая Оглавление Следующая

С точки зрения функционального назначения БПЛА недавно делились на имитационные (летающие мишени) и информационные. Первые предназначены для моделирования в реальных условиях военных самолетов противника и авиационного оружия (в частности, крылатых ракет) отработки методов и средств их поражения или подготовки личного состава средств ПВО. Информационные беспилотные комплексы служат для решения задач по сбору информации и передачи ее в реальном масштабе времени на наземный пункт. Сравнительно недавно появился еще один класс БПЛА - ударный или боевой беспилотный самолет (ББС или UCAV).

Все многообразие созданных и разрабатываемых беспилотных аппаратов можно классифицировать по взлетной массе, дальности, высоте и продолжительности полета (табл. 5), а также по типу конструкции и силовой установки.

По типу конструкции БПЛА делятся на аппараты, выполненные по самолетной (fixed-wing) и вертолетной (rotary-wing) схемам, а также аппараты с машущим крылом. По типу взлета «беспилотники» можно разделить на аппараты с обычными взлетом и посадкой и вертикально взлетающие. В качестве силовой установки применяются двигатели внутреннего сгорания (ДВС), в том числе поршневые (ПД) и роторно-поршневые (РПД), газотурбинные двигатели (ТВД и ТРДД), а также «экзотические» установки, работающие на солнечной, микроволновой или лазерной энергии. Как видно из приведенной таблицы, БПЛА обладают чрезвычайно широким диапазоном продолжительности полета: от 1-1,5 до 48-50 ч, они могут летать на высотах от десятков метров до 15-20 км.

Как уже отмечалось выше, в настоящее время за рубежом в эксплуатации находится более 120 различных комплексов БПЛА. Значительную часть этих аппаратов представляют сравнительно небольшие «беспилотники» взлетной массой 150-250 кг, оснащенные ПД мощностью в несколько десятков лошадиных сил. Наряду с ними находятся на вооружении тяжелые беспилотные комплексы взлетной массой в несколько тонн, представляющие собой, по сути, беспилотные самолеты (например, американские «Глоубал Хоук» и «Альтаир»).

Таблица 4

Финансирование разработки БПЛА в 2003—2009 финансовых годах (в млн. долл.)

Программа разработки БПЛА

Финансовые годы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Всего

«Предейтор»

227,9

358

329,4

355

241,4

266,5

374,2

2152,4

«Пионер»

29,1

36,3

17,7

9,9

10,7

11,2

11,4

126,3

«Хантер»

33,9

29,2

28,2

28,1

26

24.6

25,2

195,2

«Глоубал Хоук»

510,5

624,2

625,7

688,8

869,6

800,5

730,6

4849,9

«Шэдоу» 200

179

132

124,8

89

90,5

93,6

90,2

799,1

ER/MR

0

23,1

33,6

71

85,7

140

168,7

522,1

«Файр Скаут»

38,6

4

0

0

0

180

270

492,6

UCAV

171,3

347,8

573,3

530,3

361,7

914,7

1226,1

4125,2

BAMS

0

25,1

224,4

187,1

322,1

415,2

440,3

1614,2

Морской патрульный вариант БПЛА «Глоубал Хоук»

189,4

76,4

57,3

59,3

61,9

56,5

56,9

557,6

UCAR

33

49,4

75,9

107,7

84,2

86,2

47

483,4

Малоразмерные БПЛА и микро-БПЛА

51,6

52,4

55

55

55

55

55

379

Всего

1455,7

1761,6

2139,1

2156

2199,6

3016,9

3459,5

16190,4

Таблица 5

Классификация БПЛА по взлетной массе и летным характеристикам

Тип БПЛА

Взлетная масса, кг

Дальность полета, км

Высота полета, м

Продолжительность полета, ч

МикроБПЛА

<3

< 20

250

1-1,5

Мини-БПЛА

<30

< 10

150- 250

2-2,5

Легкие БПЛА

150 - 200

30-70

3000

2-6

Средние БПЛА

1250 - 1500

70 - 200

5000

6-10

Средние БПЛА с большой продолжительностью полета (MRE)

1250 - 1500

> 500

8000

10- 18

Маловысотные БПЛА с большой продолжительностью полета (LALE)

<30

> 500

3000

> 24

Средневысотные БПЛА с большой продолжительностью полета (MALE)

1500 - 2500

>500

10000-14000

24-50

Высотные БПЛА с большой продолжительностью полета (HALE)

4500 - 12000

>2000

20000

24-50

Современные беспилотные летательные аппараты отличаются наличием сложных радионавигационных систем, высокоэффективных средств наблюдения и передачи данных. Следует отметить, что на многих военных БПЛА технология «стелс» или совсем не используется, или применяется в ограниченных объемах: их живучесть обеспечивается малыми размерами, низким уровнем шума и камуфляжной окраской. Минимальные значения радиолокационного сечения (или ЭПР) достигаются выбором компоновки и соответствующих материалов. Хотя работы по «невидимым» беспилотным аппаратам ведутся.

Подчеркнем, что в разработке БПЛА за рубежом участвуют десятки фирм. Многие фирмы специализируются на разработке БПЛА, например, американские «Дженерал Атомикс» и AAI, израильская «Сильвер Эрроу» и др. Созданием «беспилотников» занимаются и ведущие авиационно-космические фирмы — Боинг, Локхид Мартин, Нортроп-Грумман, IAI, SAAB, европейский концерн EADS и т.д. Специально для БПЛА создаются двигатели, малогабаритные и высокоэффективные комплексы БРЭО, средства навигации и др. Можно сказать, что за рубежом имеется своеобразная отрасль, отвечающая за разработку Б'ПЛА.

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ БПЛА

А теперь приступим к рассказу непосредственно о самих БПЛА и начнем его с разведчиков — самого многочисленного и наиболее развитого типа беспилотных летательных аппаратов. Именно эти «беспилотники» первыми появились на вооружении еще в 1950-х годах, став чрезвычайно популярными на мировом рынке. Эксперты уверены, что свое лидерство они сохранят и в обозримом будущем. Вооруженные конфликты последних лет (Персидский залив, Ближний Восток, Югославия, Чечня, Афганистан) ярко продемонстрировали, что применение разведывательных БПЛА резко повышает эффективность боевых операций. Передача информации (в том числе и визуальной) в реальном масштабе времени на наземные пункты управления позволяет решать боевые задачи с наибольшим экономическим эффектом и наименьшими потерями.

Предыдущая Оглавление Следующая