С точки зрения функционального назначения БПЛА недавно делились на имитационные (летающие мишени) и информационные. Первые предназначены для моделирования в реальных условиях военных самолетов противника и авиационного оружия (в частности, крылатых ракет) отработки методов и средств их поражения или подготовки личного состава средств ПВО. Информационные беспилотные комплексы служат для решения задач по сбору информации и передачи ее в реальном масштабе времени на наземный пункт. Сравнительно недавно появился еще один класс БПЛА - ударный или боевой беспилотный самолет (ББС или UCAV).
Все многообразие созданных и разрабатываемых беспилотных аппаратов можно классифицировать по взлетной массе, дальности, высоте и продолжительности полета (табл. 5), а также по типу конструкции и силовой установки.
По типу конструкции БПЛА делятся на аппараты, выполненные по самолетной (fixed-wing) и вертолетной (rotary-wing) схемам, а также аппараты с машущим крылом. По типу взлета «беспилотники» можно разделить на аппараты с обычными взлетом и посадкой и вертикально взлетающие. В качестве силовой установки применяются двигатели внутреннего сгорания (ДВС), в том числе поршневые (ПД) и роторно-поршневые (РПД), газотурбинные двигатели (ТВД и ТРДД), а также «экзотические» установки, работающие на солнечной, микроволновой или лазерной энергии. Как видно из приведенной таблицы, БПЛА обладают чрезвычайно широким диапазоном продолжительности полета: от 1-1,5 до 48-50 ч, они могут летать на высотах от десятков метров до 15-20 км.
Как уже отмечалось выше, в настоящее время за рубежом в эксплуатации находится более 120 различных комплексов БПЛА. Значительную часть этих аппаратов представляют сравнительно небольшие «беспилотники» взлетной массой 150-250 кг, оснащенные ПД мощностью в несколько десятков лошадиных сил. Наряду с ними находятся на вооружении тяжелые беспилотные комплексы взлетной массой в несколько тонн, представляющие собой, по сути, беспилотные самолеты (например, американские «Глоубал Хоук» и «Альтаир»).
Таблица 4
Финансирование разработки БПЛА в 2003—2009 финансовых годах (в млн. долл.)
Программа разработки БПЛА |
Финансовые годы |
|||||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Всего |
|
«Предейтор» |
227,9 |
358 |
329,4 |
355 |
241,4 |
266,5 |
374,2 |
2152,4 |
«Пионер» |
29,1 |
36,3 |
17,7 |
9,9 |
10,7 |
11,2 |
11,4 |
126,3 |
«Хантер» |
33,9 |
29,2 |
28,2 |
28,1 |
26 |
24.6 |
25,2 |
195,2 |
«Глоубал Хоук» |
510,5 |
624,2 |
625,7 |
688,8 |
869,6 |
800,5 |
730,6 |
4849,9 |
«Шэдоу» 200 |
179 |
132 |
124,8 |
89 |
90,5 |
93,6 |
90,2 |
799,1 |
ER/MR |
0 |
23,1 |
33,6 |
71 |
85,7 |
140 |
168,7 |
522,1 |
«Файр Скаут» |
38,6 |
4 |
0 |
0 |
0 |
180 |
270 |
492,6 |
UCAV |
171,3 |
347,8 |
573,3 |
530,3 |
361,7 |
914,7 |
1226,1 |
4125,2 |
BAMS |
0 |
25,1 |
224,4 |
187,1 |
322,1 |
415,2 |
440,3 |
1614,2 |
Морской патрульный вариант БПЛА «Глоубал Хоук» |
189,4 |
76,4 |
57,3 |
59,3 |
61,9 |
56,5 |
56,9 |
557,6 |
UCAR |
33 |
49,4 |
75,9 |
107,7 |
84,2 |
86,2 |
47 |
483,4 |
Малоразмерные БПЛА и микро-БПЛА |
51,6 |
52,4 |
55 |
55 |
55 |
55 |
55 |
379 |
Всего |
1455,7 |
1761,6 |
2139,1 |
2156 |
2199,6 |
3016,9 |
3459,5 |
16190,4 |
Таблица 5
Классификация БПЛА по взлетной массе и летным характеристикам
Тип БПЛА |
Взлетная масса, кг |
Дальность полета, км |
Высота полета, м |
Продолжительность полета, ч |
МикроБПЛА |
<3 |
< 20 |
250 |
1-1,5 |
Мини-БПЛА |
<30 |
< 10 |
150- 250 |
2-2,5 |
Легкие БПЛА |
150 - 200 |
30-70 |
3000 |
2-6 |
Средние БПЛА |
1250 - 1500 |
70 - 200 |
5000 |
6-10 |
Средние БПЛА с большой продолжительностью полета (MRE) |
1250 - 1500 |
> 500 |
8000 |
10- 18 |
Маловысотные БПЛА с большой продолжительностью полета (LALE) |
<30 |
> 500 |
3000 |
> 24 |
Средневысотные БПЛА с большой продолжительностью полета (MALE) |
1500 - 2500 |
>500 |
10000-14000 |
24-50 |
Высотные БПЛА с большой продолжительностью полета (HALE) |
4500 - 12000 |
>2000 |
20000 |
24-50 |
Современные беспилотные летательные аппараты отличаются наличием сложных радионавигационных систем, высокоэффективных средств наблюдения и передачи данных. Следует отметить, что на многих военных БПЛА технология «стелс» или совсем не используется, или применяется в ограниченных объемах: их живучесть обеспечивается малыми размерами, низким уровнем шума и камуфляжной окраской. Минимальные значения радиолокационного сечения (или ЭПР) достигаются выбором компоновки и соответствующих материалов. Хотя работы по «невидимым» беспилотным аппаратам ведутся.
Подчеркнем, что в разработке БПЛА за рубежом участвуют десятки фирм. Многие фирмы специализируются на разработке БПЛА, например, американские «Дженерал Атомикс» и AAI, израильская «Сильвер Эрроу» и др. Созданием «беспилотников» занимаются и ведущие авиационно-космические фирмы — Боинг, Локхид Мартин, Нортроп-Грумман, IAI, SAAB, европейский концерн EADS и т.д. Специально для БПЛА создаются двигатели, малогабаритные и высокоэффективные комплексы БРЭО, средства навигации и др. Можно сказать, что за рубежом имеется своеобразная отрасль, отвечающая за разработку Б'ПЛА.
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ БПЛА
А теперь приступим к рассказу непосредственно о самих БПЛА и начнем его с разведчиков — самого многочисленного и наиболее развитого типа беспилотных летательных аппаратов. Именно эти «беспилотники» первыми появились на вооружении еще в 1950-х годах, став чрезвычайно популярными на мировом рынке. Эксперты уверены, что свое лидерство они сохранят и в обозримом будущем. Вооруженные конфликты последних лет (Персидский залив, Ближний Восток, Югославия, Чечня, Афганистан) ярко продемонстрировали, что применение разведывательных БПЛА резко повышает эффективность боевых операций. Передача информации (в том числе и визуальной) в реальном масштабе времени на наземные пункты управления позволяет решать боевые задачи с наибольшим экономическим эффектом и наименьшими потерями.