Оглавление

DB-3082.jpg

Турель МВ-3 с пулеметом ШКАС

Стали брать на борт четвертого члена экипажа — нижнего стрелка. Чтобы обеспечить его кислородом, использовали второй баллон радиста. Мертвую зону за хвостом закрыли пулеметом, монтировавшимся на 34-м шпангоуте и стрелявшим через ферму костыля. Ставили ШКАС или ДА — что было под рукой. Обычно комбинировали различные детали от люковых установок СБ и ДБ-3.

Коробку на 700 патронов брали от СБ. Стрелок располагался лежа на мягком мате. Такого рода установки монтировались фактически во всех полках, участвовавших в финской кампании. В документах 42-го дбап указывалось: «Добавочные пулеметные установки на самолете ДБ-3 в хвосте себя оправдали...».

DB-3083.jpg

Выдвижная турель МВ-2

Четвертую точку даже предлагали внедрить в серийном производстве.

Но более кардинальным решением стала замена турелей СУ и ЛУ на более современные МВ-3 и МВ-2. Обе они были созданы под руководством известных специалистов по авиационному вооружению Веневидова и Можаровского. МВ-3 предполагалось заменить СУ. Эту полностью экранированную турель-башню создали в 1936 г. для разведчика Р-10. Она имела только одну конфигурацию — походную и рабочую одновременно. По сравнению с СУ МВ-3 отличалась лучшей обтекаемостью и наличием аэродинамической компенсации, что облегчало работу стрелка при высоких скоростях полета. Задняя часть колпака новой турели откидывалась, облегчая обслуживание и являясь аварийным люком для стрелка. В июне-октябре 1937 г. МВ-3 впервые испытали на ДБ-3 в НИИ ВВС. Главным преимуществом сочли значительное увеличение углов обстрела. На этом раннем варианте МВ-3 колпак имел сверху выдвижную секцию, чтобы облегчить обстрел вниз. В октябре 1938 г. уже серийную турель опробовали на ДБ-3Б воронежского завода. Отметили, что новая турель более маневренна, обеспечивает лучший обзор, подход к радиостанции и пулемету. Прирост скорости составил 1-3,5 км/ч на разных высотах. Годом позже в Воронеже провели войсковые испытания на пяти самолетах, подтвердив результаты, полученные ранее.

Примерно такой же путь прошла нижняя установка МВ-2. Ее ранний неубирающийся вариант (аналогичный сделанному для СБ и прикрывавшийся прозрачным козырьком) испытывали на ДБ-3 одновременно с МВ-3. Стрелок использовал перископический прицел. В сентябре 1939 г. подготовили убирающийся вариант турели. Пулемет ШКАС стоял на специальной раме. При переводе в боевое положение стрелок толкал ее вниз, и установка сама раскрывала створки люка. Раньше люк был цельным и открывался внутрь самолета — назад, к хвосту. Правда, первый образец МВ-2 для ДБ-3 забраковали: звенья рикошетировали от створок люка, попадали под пули, и их обломки летели в оперение. Но этот дефект довольно быстро устранили. Комбинация МВ-2 и МВ-3 позволяла вести перекрестный огонь на расстоянии 25-30 м за хвостом бомбардировщика.

DB-3084.jpg

МВ-3 испытывалась на ДБ-3Б производства воронежского завода

Оглавление