К марту 1940 г. разработали новый капот «типа Б», похожий на тот, что применялся на ДБ-3Б. Он имел цилиндрическую форму и больший диаметр, но сохранил управляемую юбку. Вслед за этим внедрили утопленные в крыло маслорадиаторы. Капоты «типа Б» позволили привести в норму температурный режим двигателей, радиаторы же — немного (на 7-10 км/ч) поднять скорость. С сентября новый начальник ВВС РККА Рычагов приказал принимать ДБ-3 со всех заводов только с новой установкой радиаторов. Тем не менее завод № 18 некоторое время продолжал ставить их по-старому.
Параллельно с доработкой мотоустановки в самолет внесли и ряд других усовершенствований. 19 января 1940 г. ОКБ-39 предложило внедрить выдвижную нижнюю установку ВЛУ, но, поскольку это вошло в противоречие с правительственным постановлением, в апреле ее сменили на утвержденную «наверху» МВ-2. 1 апреля также ввели МВ-3. Веневидов и Можаровский, стремясь завершить перевооружение ДБ-3М турелями своей конструкции, предложили и свой вариант носовой установки — НУМВ. Она испытывалась в июле 1940 г. В ней стоял тот же пулемет ШКАС с боезапасом 500 патронов. Экран с амбразурным окном прикрывался жестким подвижным щитком. Ствол поворачивался на 35 градусов в любую сторону. На испытаниях отметили, что НУМВ проста в обращении и производстве, но из-за ряда дефектов конструкции в производство ее не запустили.
Реально до конца мая 1940 г. завод № 39 продолжал предъявлять военной приемке ДБ-3М с комплектом старых стрелковых установок СУ и УЛУ, с середины июня пошли вперемежку самолеты с сочетаниями МВ-3 и УЛУ или МВ-3 и МВ-2 (это была 9-я серия, на ДБ-3М нумерацию серий начали заново). Полный переход на новые турели произошел только на 12-й серии в сентябре. На заводе № 18 в Воронеже МВ-2 и МВ-3 ввели одновременно, на 16-й серии, точнее, с самолета № 180416, в июле 1940 г.
Учитывая опыт финской войны, внедрили бронеспинки пилотских кресел. На первые серии ДБ-3М их ставили уже в войсках, затем заводы стали их досылать на ранее выпущенные машины и, наконец, спинки начали монтировать прямо в цехе (в Воронеже с 39-й серии).
В ноябре 1940 г. спинку толщиной 6 мм заменили на более мощную — 8,5 мм, из цементированной брони.
Капот «типа Б»
![]() |
![]() |
Компоновка масляных радиаторов: а — на опытном и первых серийных самолетах ДБ-3Ф; б— на серийных самолетах ДБ-3Ф (Ил-4); 1 — воздухозаборник; 2 — масляные радиаторы; 3 — выход охлаждающего воздуха; 4 — ось переднего лонжерона крыла |
![]() |
![]() |
Опытная носовая стрелковая установка НУМВ
|
Турель МВ-2 |