Оглавление

Сброс бомб осуществлялся посредством электрического бомбосбрасывателя ЭСБР-5, находившегося в кабине штурмана. Он давал возможность сбрасывать их залпом или серией с заданными интервалами. При отказе электрического сбрасывателя экипаж мог воспользоваться двумя аварийными механическими АСБР-2, стоявшими у пилота и штурмана.

Прицеливание при бомбометании осуществлял штурман с помощью прицела ОПБ-2М, устанавливавшегося в рабочем положении над небольшим лючком с двумя створками. Позднее стали дополнительно монтировать специальный ночной прицел НКПБ-3.

ДБ-3Ф мог нести разнообразное химическое вооружение. В его состав входили химические и осколочно-химические авиабомбы, ампульные кассеты, выливные, зажигательные и универсальные химические приборы, дымовые приборы. Бомбы размещались как на внутренней, так и на наружной подвеске. Ампульные кассеты АК-2 крепились к держателям Дер-21. Самолет мог нести две такие кассеты. В их трубы укладывались шаровые ампулы, содержавшие отравляющие вещества или самовоспламеняющуюся на воздухе жидкость КС. Выливные приборы ВАП-500 (емкостью 500 л) подвешивались на наружных балках Дер-19. Включение приборов осуществлялось от бомбосбрасывателей. Из них распыливались различные отравляющие вещества, заправленные в виде растворов. При отказе ВАП-500 можно было сбросить на цель, как бомбу. Зажигательные приборы ЗАП-500, из которых высыпали гранулированный фосфор, представляли собой те же ВАП-500 с добавочным воспламенительным устройством под баком. Обе функции совмещали более поздние универсальные приборы УХАП-500. Приборы ДАП-100 для постановки дымовых завес также крепились на Дер-19.

В качестве торпедоносца ДБ-3Ф на торпедодержателе (торпедной балке) Т-18 мог нести под фюзеляжем одну торпеду 45-36АН (для низкого торпедометания) или 45-36АВА (для высотного, с парашютным контейнером). Вместо этого мог устанавливаться минодержатель МД-45 для авиационных мин МАВ-1 или АМГ.

Вместо послесловия

В настоящее время в нашей стране в различных музеях и на заводах экспонируются несколько бомбардировщиков этого семейства. Все они восстановлены из обломков, найденных в разных местах в разное время. В музее ВВС в Монино находится хорошо восстановленный ДБ-3, примерно соответствующий варианту с М-86 выпуска первой половины 1938 г., но с зимними лобовыми жалюзи (видимо, чтобы скрыть отсутствие моторов). На авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре стоит как памятник Ил-4 одной из последних серий. Есть такой самолет в музее ВВС Северного флота. Еще один Ил-4 относительно недавно установили на Поклонной горе в Москве.

DB-3186.jpg

ДБ-3, экспонирующийся в музее ВВС России в Монино

Литература

1. Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне, М., Воениздат, 1983.

2. Афонин А.Д. Крылья вырастают на земле, Воронеж, Центральночерноземное книжное изд-во, 1991.

3.  Бочкарев П.П., Парыгин Н.И. Годы в огненном небе, М., Воениздат, 1991 г.

4.  В небе Китая, М., Наука, 1986.

5.  Временная инструкция по аэродинамике самолетов Ил-4 для военных представителей АДД КА на заводах НКАП, М., РИО Аэрофлота, 1944.

6.  Временное техническое описание и инструкции по эксплоатации само лета ДБ-3М, кн.1-2, М., ЦАГИ, 1940.

7.  Горьков Ю.А. Кремль. Ставка. Генштаб, Тверь, 1995.

8.  Григорьев Г.А. Следы в небе, М., Изд-во ДОСААФ, 1960.

9. Жандаев М.Н. В небе войны, Алма-Ата, Казахстан, 1991.

10. Зимняя война 1939-1940, кн.1-2, М., Наука, 1999.

11. Иванов П.Н. Крылья над морем, М., Воениздат, 1973.

12. Инструкция по эксплоатации и ремонту самолета ДБ-3, кн. 1-3, завод им. Ворошилова, 1939.

13.  Кот А.Н. На дальних маршрутах, Киев, ИПЛ Украины, 1983.

14.  Минаков В.И. Торпедоносцы атакуют, Л., Лениздат, 1988.

15.  Молодчий А.И. Самолет уходит в ночь, М., Изд-во ДОСААФ, 1986.

16.  Муравьев В.К. Испытатели ВВС, М., Воениздат, 1990.

17.  Новожилов Г.В., Лещинер Д.В., Шейнин В.М. и др. Самолеты ОКБ имени СВ. Ильюшина, М., Машиностроение, 1985.

18. Побратимы Николая Гастелло, М., МОФ «Победа — 1945 год», 1995.

19.  Пономарев А.Н. Конструктор СВ. Ильюшин, М., Воениздат, 1968.

20. Самолет ДБ-3-2М-85, кн. 1-2, М., Воениздат, 1940.

21. Таликов Н.Д. Полвека — первый, М., Авико-пресс, 1999.

22. Тиркельтауб СВ., Степанов В.Н. Против Финляндии, СПБ, БиК, 2000.

23. Транспортировка бойцов и военных грузов на самолетах ВВС КА и ГВФ, М., Воениздат, 1941.

24. Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы, М., Техника-молодежи, 1999.

25. Чевычелов М.Е. Тихоокеанские соколы, Владивосток, Дальневосточное книжное изд-во, 1984.

Журналы: Авиация, Авиация и время, Авиация и космонавтика, Вестник воздушного флота, Крылья Родины, Мир авиации. Использованы материалы Российского государственного архива экономики, Российского государственного военного архива, Центрального архива Министерства обороны.

Оглавление