Бомбовый залп "Тадов"над Северным Вьетнамом. Под пилонами каждого F-105D контейнер РЭБ QRC-160
Оружейники ставят на "Тад" снаряженный магазин 20-мм пушки "Вулкан"
![]() |
![]() |
На хвосте у "Тандерчифа" вьетнамский МиГ-17 | МиГ-17 в прицеле F-105. Очередь из пушки и подвесной топливный бак взрывается |
Наличие постоянной угрозы со стороны ЗРК заставило американцев изменить тактику. «Тандерчифы» спустились со средних высот к земле, где их не могли достать ракеты, но резко возрастала вероятность поражения малокалиберной зенитной артиллерией. Командование считало, что ракеты страшнее, некоторые летчики придерживались иного мнения. Количество направленных в небо стволов калибра 20-, 37-, 57-, 85- и 100-мм исчислялось сотнями. «Пушки на Северном Вьетнаме размножаются как кролики в брачный период!» - рапортовал своему командиру один из пилотов F-105. К целям высшего приоритета теперь добавились позиции зенитной артиллерии. Все больше ударных самолетов отвлекалось от решения стратегической задачи «поэтапного давления» в пользу решения задач насущных - борьбы с системой ПВО.
Признанием силы системы ПВО ДРВ стало изменение окраски самолетов ВВС США, точнее - появление окраски. С 1943 г. американские боевые самолеты радостно блистали неокрашенным дюралем, теперь яркий блеск сменило скромное обаяние камуфляжа. Первыми камуфляжную окраску получили «Тандерчифы».
В 1965 г. на долю истребителей-бомбардировщиков F-105 пришлось примерно 75% всех боевых заданий, выполненных американской авиацией над Северным Вьетнамом. Статистика боевых вылетов самолетов ВВС США на объекты Северного Вьетнама «типичного» месяца 1965 г. выглядит следующим образом:
«типичного» месяца | «типичной» недели: |
F-105 - 1274 | F-105 - 272 |
F-4 - 581 | F-4 - 50 |
F-104 - 48 | |
В-57 - 36 | |
А-1 - 19 | А-1 - 8 |
Ежемесячный налет на один F-105 составил 60 ч. Как правило, пилоты летали на боевые задания ежедневно, в месяц предоставлялось всего три дня для релаксации в обнимку с «Белой лошадью». За 1965 г. летчики «Тандерчифов», согласно американским данным, вывели из строя 315 мостов, в 2050 местах разрушили автомобильные и в 286 местах - железные дороги; 77 раз ударам подвергались склады боеприпасов, 595 раз - места дислокации подразделений вооруженных сил ДРВ, 20 раз - топливохранилища, 65 раз - позиции ЗРК. Потери ВВС США составили более 60 «Тандерчифов», в отдельных эскадрильях потери превысили 30% от числа имевшихся самолетов!
Большинство потерь произошло из-за потери управляемости вследствие выхода из строя обеих гидросистем F-105; летчики «тихим незлым» словом поминали конструкторов, посчитавших резервную ручную систему управления анахронизмом. Гидросистемы «Тандерчифа» дублировали друг друга и являлись независимыми, однако в отдельных местах их трубопроводы проходили бок о бок. Удачное попадание - и рабочая жидкость вытекает сразу из двух систем, после чего ручка управления уходит на летчика до упора и замирает в этом положении, а самолет переходит в пикирование. Успешное катапультирование являлось лишь началом игры в «русскую рулетку» - кто раньше успеет к месту приземления: поисково-спасательные вертолет или «Чарли»?