Предыдущая Оглавление Следующая

НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ «СВОБОДНОГО МИРА»

В Великобритании базировались два крыла F-111-x: 20-е и 48-е. «Домом» 20-го авиакрыла (55-я, 77-я и 79-я эскадрильи) являлась авиабаза Аппер-Хейфорд, 48-го - Лейкенхирт.

Подготовка к развертыванию истребителей-бомбардировщиков F-111E в Великобритании началась в декабре 1969 г., когда 20-е тактическое истребительное авиакрыло было перебазировано из Уизерфилда в Вудбридж. «Супер Сейбры», которыми было вооружено крыло, отправили в Штаты, а личный состав приступил к изучению новой техники. Одновременно к приему самолетов F-111 начали готовить инфраструктуру авиабазы Аппер-Хейфорд. Первые два «муравьеда» прилетели сюда 12 сентября 1970 г. Самолеты поступили на вооружение 77-й эскадрилья 20-го авиакрыла. К осени 1971 г. все три эскадрильи, 55-я, 77-я и 79-я, получили новую технику. Фактически все построенные F-111Е, исключая несколько самолетов, которые использовались для проведения различных испытаний, поступили в 20-е авиакрыло.

В случае начала Третьей мировой экипажам предстояло наносить ядерные удары по военным и промышленном объектам стран членов Варшавского Договора. С ядерными боеприпасами в бомбоотсеке радиус действия F-111 при базировании самолетов в Великобритании покрывал территорию Европы вплоть до Минска. Предусматривался вариант переброски самолетов на передовые базы НАТО в Турции для нанесения ударов по нефтепромыслам Кавказа. Самолеты 20-го авиакрыла были частыми гостями на турецкой авиабазе Инджирлик - экипажи осваивали вероятный театр военных действий.

F-111081.jpg

F-111E из состава 20-го крыла ВВС США в Европе

F-111082.jpg

F-111F из состава 48-го крыла во время операции "Реди свич" - переброски в Европу

Анализ возможностей мощного бронированного кулака Группы советских войск в Германии и уроки ближневосточной войны 1973 г. заставили командование ВВС США пересмотреть цели и задачи «британского» авиакрыла F-111. Израильская авиация во многом способствовала срыву наступательной операции сирийских войск на Голанских высотах. ВВС Израиля могли бы действовать еще более эффективно, обладай они возможностью наносить удары по точечным целям в темное время суток. На сирийских танках Т-55 стояли ИК приборы ночного видения, благодаря которым арабская бронетехника действовала и ночью. У сирийцев были далеко не самые совершенные на тот период танки советского производства... Самые совершенные стояли у границ пресловутого «Свободного мира». Казалось бы, какое отношение имеют танки к авиации? Самое прямое. В Непобедимой и Легендарной бытовал следующий анекдот. Сидят два командира Т-64 в парижском бистро. Один спрашивает у другого:

- Ты не знаешь, у кого господство в воздухе?

-  Не знаю, у НИХ, наверное.

Конечно, офицеры ВВС сей анекдот не понимали. Тем не менее огромную мощь бронетанковых соединений Советской Армии уважали по обе стороны линии фронта Холодной войны. В НАТО постоянно думали над методами и средствами борьбы с танками. Авиация считалась далеко не последним противотанковым средством, но, по мнению командования ВВС США, «Фантомы» и «Корсары» обладали скромными возможностями по поражению малоразмерных целей в сложных метеоусловиях при наличии сильной ПВО. Оставался F-111. Экипажи «глубинных рейдеров» с середины 70-х годов дополнительно к отработке нанесения ядерных ударов по важным объектам в тактической и оперативной глубине приступили к овладению методами «охоты» на танки, бронетранспортеры и подвижные зенитно-ракетные комплексы. Катализатором процесса смены приоритетов послужили учения НАТО «Рефорджер», проходившие на территории ФРГ в 1974 г. Погодные условия в период проведения маневров не способствовали действию авиации, в результате 85% всех вылетов на поддержку наземных войск выполнили экипажи F-111 из 20-го авиакрыла. Уже в 1976 г. самолеты 20-го крыла в ходе учений выполняли по три - пять групповых вылетов на западногерманские полигоны сухопутных войск НАТО. Типичный учебно-боевой полет продолжался около шести часов, из них порядка 45 мин - на малых и предельно малых высотах. Обычный профиль полета: большая-малая-большая высота.

В 1977 г. количество развернутых в Европе всепогодных самолетов с крылом изменяемой стреловидности возросло вдвое. На авиабазу Лейкенхирт из США с базы Моунтэйн-Хоум перебросили 97 F-111F 48-го авиакрыла. Поводом послужило развертывание в западных районах Советского Союза ракетных комплексов среднего радиуса «Пионер», больше известных под НАТОвским обозначением SS-20. Операция по переброске истребителей-бомбардировщиков из США в Великобританию получила название «Ready Switch». Первые три самолета F-111F появились на авиабазе Лейкенхирт 1 марта 1977 г. Вся «операция» заняла почти год. Состояния боеготовности 48-е тактическое авиационное истребительное авиакрыло достигло в 1978 г. В случае войны приоритетными целями для F-111 были определены советские мобильные комплексы баллистических ракет с ядерными головными частями, а также командные пункты РВСН. Интересно, что в нашей стране действия F-111 моделировали Су-24. Игры шли серьезные. Известен случай, когда экипаж Су-24 за обнаружение позиций ракетных комплексов на учениях получил боевые ордена, а вот командир-ракетчик был понижен в звании и должности.

Предыдущая Оглавление Следующая