Оглавление

F16bl60003.gif

1 - бортовая система РЭБ (антенна С-диапазона); 2 - приемная антенна радиовысотомера; 3 - нижняя антенна L-диапазона; 4 - антенна радиомаяка; 5 - передающая антенна радиовысотомера; 6 - световая полоска для полетов строем ночью; 7 - нижняя радиоантенна ; 8 - передняя передающая антенна системы РЭБ; 9 - передний отсек авионики и воздухозаборник системы охлаждения электроники; 10 - пушечный отсек; 11- воздухозаборник для охлаждения отсека системы электронного контроля; 12 - подвесной контейнер системы ночного видения и целеуказания AN/AQ-32; 13 - выпускные створки системы охлаждения отсеков электроники; 14 - нижняя световая полоска для полетов строем ночью; 15 - 2270-л подвесной бак для полетов со скоростью до М=1,6; 16 - бомба GBU-3I на базе Мк.84 системы JDAM; 17 - ракета "воздух-воздух" "Сайдуиндер" AIM-9; 18 - ракета "воздух-воздух" средней дальности А1М-120С; 19 - 1135-л подвесной бак; 20 - воздухозаборник охлаждения отсека оборудования двигателя; 21 - подфюзеляжный гребень; 22 - радиоантенна передатчика и системы "свой-чужой"; 23 - тормозной гак; 24 - кассеты тепловых ловушек и диполей; 25, 27, 28 - пилоны подвески вооружения; 26 - пилон подвески вооружения с кассетами пассивных помех; 29 - разъем стояночного охлаждения отсеков электронного контроля; 30 - одноточечная система заправки под давлением

На теме конформных (накладных) баков следует остановиться особо. Два таких бака, установленных по бокам верхней части фюзеляжа, являются основным внешним элементов, отличающим "Десерт Фалкон" от машин прежних модификаций.

Накладные топливные баки для истребителя F-16 были созданы фирмой Локхид еще в 1994 г. Первоначально они предназначались для установки на истребителях F-16, предлагавшихся ВВС Израиля. Однако израильтяне предпочли тогда самолет Боинг (Макдонелл Дуглас) F-I5I "Игл" (вариант F-15E). Наработки по бакам были востребованы лишь через несколько лет, когда ВВС Объединенных Арабских Эмиратов потребовался новый ударный самолет, способный решать оперативные задачи на ТВД, что, в свою очередь, предполагало боевой радиус действия около 1500 км.

Баки, испытанные в полете в 1999 г., несколько отличаются от варианта, предлагавшегося израильтянам. Они лете, лучше согласуются с аэродинамикой самолета, обладают меньшей радиолокационной заметностью, более технологичны в изготовлении и быстрее монтируются на самолет.

В результате максимальная суммарная масса топлива одноместного самолета F-16C Block 60 составила 9070 кг: 3080 кг в фюзеляжных и крыльевых баках, 1360 кг - в конформных баках, 3700 кг в двух подкрыльевых подвесных топливных баках (ПТБ) и 930 кг в центральном подфюзеляжном ПТБ. Это на 85% больше, чем у самолетов F-16 предыдущих модификаций. В результате F-I6C/D Block 60 может доставлять на ту же дальность в два раза большую боевую нагрузку, чем его предшественники.

Конформные топливные баки, изготовленные из алюминиевых сплавов, выполнены легкосъемными. После их демонтажа самолет F-16C/B Block 60 сохраняет все характеристики истребителей типа F-16C/B Block 50 (в частности - способность маневрировать с девятикратной перегрузкой).

Однако основной "изюминкой" модернизированной машины являются не дополнительные топливные баки, а принципиально новая авионика, соответствующая, по оценкам специалистов, уровню авионики самолетов пятого поколения. В состав БРЭО модернизированного истребителя включена БРЛС Нортроп Грумман AN/APG-80 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР или, в соответствии с англоязычной аббревиатурой, AESA), способная работать как по воздушным, так и по наземным целям. Станция обеспечивает также возможность маловысотного полета в режиме автоматического следования рельефу местности.

По сравнению с БРЛС AN/APG-68(V)7, установленной на самолете F-I6C/D Block 50, новая станция имеет более чем вдвое большую дальность обнаружения и захвата воздушных целей, а также обеспечивает "чрезвычайно высокое" разрешение в режиме синтезирования апертуры. Многофункциональная радиолокационная станция AN/APG-80 способна обнаруживать воздушную цель типа "истребитель" на дальности до 130... 150 км (для сравнения, БРЛС AN/APG-68, установленная на F-16C Block 50/52, может обнаруживать аналогичную цель на дальности лишь 60 км).

Для снижения радиолокационной заметности при визировании самолета наземными РЛС антенная решетка должна быть установлена под углом к вертикальной плоскости, с зеркалом, ориентированным вверх. Станции аналогичного типа, отличающиеся лишь размерами АФАР, предполагается установить также на самолетах F/A-18E/F (в ходе их модернизации) и на JSF. Подобная АФАР, не имеющая к настоящему времени мировых аналогов (на самолетах МиГ-31, Су-30МК и "Рафаль" установлены менее совершенные БРЛС с ФАР пассивного типа), применена и в радаре Нортроп Грумман/Рейтеон AN/APG-77 истребителя Локхид Мартин F-22A. Уровень разрешения БРЛС (1x1 м на удалении нескольких десятков км) обеспечивает возможность поиска малоразмерных наземных целей и целеуказания авиационным корректируемым авиабомбам типа JDAM с инерциально-спутниковым наведением. Летные испытания БРЛС AN/APG-80 на самолете-летающей лаборатории начались в 1999 г. Использование АФАР потребовало существенного повышения мощности системы кондиционирования и охлаждения. В результате истребитель получил двухканальную систему управления жидкостным охлаждением приемно-передающих модулей БРЛС. Применение АФАР обусловило и отказ от установки ПВД на радиопрозрачном носовом обтекателе антенны.

Оптоэлектронный комплекс IFLTS (Internal FLIR Targeting System) размещен в двух модулях (одном встроенном и другом контейнером). Широкоугольный гиростабилизированный тепловизионный датчик, служащий для навигации и поиска наземных целей, расположен в верхнем модуле в носовой части фюзеляжа перед козырьком фонаря кабины (по типу КОЛС МиГ-29 и Су-27). Он имеет две степени увеличения изображения (2х и 9х).

Прицельный датчик AN/AAQ-32 IFLTS (диаметр оптической системы -280 мм), сопряженный с тепловизионным блоком, в котором применен тепловизор третьего поколения, размещен в подвесном контейнере под левой "губой" воздухозаборника. Оба датчика работают в средневолновом ИК-диапазоне. Видеоинформация от них может выводиться как на ИЛС, так и на нашлемный прицел-индикатор. По утверждению представителей фирмы Локхид Мартин, новый комплекс ИК-датчиков имеет по сравнению с системой LANTIRN (примененной на самолете F-16C/D Block 40) меньшее аэродинамическое сопротивление и позволяет истребителю маневрировать с перегрузками до 9 единиц, что недоступно самолетам, оснащенным LANTIRNом.

Оглавление