ФРОНТОВЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ
ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК СУ-24
Су-24 — один из наиболее массовых боевых самолетов современных российских ВВС.
Историю создания этой машины следует начать с 1963 года, когда в ОКБ П.О. Сухого приступили к проектированию ударного самолета С6, предназначенного для нанесения высокоточных бомбово-ракетных ударов по наземным целям в любых погодных условиях, используя маловысотный режим полета. Однако в 1964 г. работы по программе были свернуты — заказчик ужесточил требования к взлетно-посадочным характеристикам перспективных самолетов фронтовой авиации, а в проекте С6 существенным образом улучшить ВПХ не удавалось. Одновременно ОКБ приступило к проработке нового проекта ударного самолета Т6 с укороченным взлетом и посадкой. Работы по созданию этой машины возглавил главный конструктор Е.С. Фельснер.
Первоначально для достижения требуемых ВПХ было решено применить на самолете специальные подъемные двигатели, расположенные в фюзеляже вертикально. Для отработки комбинированной силовой установки на базе истребителя Су-15 в 1966 году была построена летающая лаборатория Су-15ВД (переоборудованный перехватчик Т58Д1) с тремя подъемными двигателями РД-36-35.
Первый полет опытного самолета Т6-1 состоялся 2 июля 1967 г. (летчик-испытатель В.С. Ильюшин). Машина имела высокорасположенное тонкое треугольное крыло и была оснащена четырьмя подъемными ТРД РД-36-35, установленными в ряд в средней части фюзеляжа, а также двумя маршевыми двигателями Р-27Ф2М-300, размещенными в хвостовой части. В 1968 году последние заменены на ТРДФ АЛ-21Ф, специально разработанные для маловысотных ударных самолетов.
Т6-1 испытывался до 1974 года. Однако еще на раннем этапе летных испытаний этого самолета П.О. Сухой принял решение отказаться от подъемных двигателей и применить на боевой машине крыло изменяемой стреловидности, обеспечивающее хорошие взлетно-посадочные характеристики и превращающее Т6 в многорежимный самолет.
Новый самолет, получивший обозначение Т6-2И, построенный на Новосибирском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова, совершил первый полет 17 января 1970 г. (летчик-испытатель В.С. Ильюшин). Под обозначением Су-24 этот истребитель-бомбардировщик (в дальнейшем переклассифицированный во фронтовой бомбардировщик) был запущен в серийное производство в 1972 году. Государственные испытания завершились в августе 1974 г., а первые Су-24 поступили в полки фронтовой авиации в конце того же года.
Су-24 стал вторым, после МиГ-25РБ, отечественным тактическим самолетом, оснащенным цифровым прицельно-навигационным комплексом (ПрНК).
Основным вооружением Су-24 для борьбы с наземными РЛС стала ракета Х-28, созданная в МКБ «Радуга» в 1973 году. Для поражения малоразмерных целей самолет оснащался четырьмя УР класса «воздух—поверхность» Х-23 с радиокомандной системой наведения. Для ведения воздушного боя бомбардировщик мог нести две-четыре ракеты Р-13М или Р-60.
Серийное производство самолетов Су-24 продолжалось Новосибирским авиационным производственным объединением до 1983 года.
Почти сразу же после принятия Су-24 на вооружение начались работы по его модернизации, что было обусловлено как созданием новых средств ПВО в США и странах НАТО, так и появлением в СССР нового бортового оборудования и вооружения. В апреле 1975 г. было принято решение о разработке фронтового бомбардировщика Су-24М. Опытный образец этой машины, самолет Т6-8М, переоборудованный из опытного Т6-8, совершил первый полет 24 июня 1977 г., а серийное производство новой модификации развернулось в Новосибирске уже в 1979 году. Основное отличие Су-24М от Су-24 заключалось в замене комплекса «Пума» на более совершенный и надежный ПрНК «Тигр», значительно повысивший точность бомбометания и стрельбы, а также обеспечивший применение новых высокоточных боеприпасов.
Вместо сложной в обслуживании жидкостной УР Х-28 в состав вооружения вошла твердотопливная противорадиолокационная ракета Х-58. В дальнейшем самолет получил и более совершенную УР Х-31П, способную бороться с наиболее мощными американскими ЗРК типа «Пэтриот».
Су-24М — первый отечественный тактический самолет, оснащенный системой дозаправки топливом в полете. Убирающийся топливоприемник размещен перед фонарем кабины летчиков. В качестве заправщиков применяются самолеты Су-24М с подвешенными агрегатами УПАЗ или специализированные самолеты Ил-78 и Ил-78М.
В 1985 году начались работы и над более радикальной модернизацией бомбардировщика — самолетом Су-24ММ с увеличенной на 2000 кг взлетной массой и повышенной дальностью полета за счет применения более экономичных двухконтурных двигателей АЛ-31Ф. Характерной чертой этой модификации был дополнительный, третий воздухозаборник, размещенный над фюзеляжем (его появление было обусловлено большим расходом воздуха новыми двигателями). Однако программа Су-24ММ не вышла из стадии проектных исследований.
В сентябре 1980 г. начались летные испытания самолета Т6МР — прототипа фронтового разведчика Су-24МР, принятого на вооружение в 1984 году. Первые самолеты этого типа начали поступать в строевые части зимой 1985 года.
В декабре 1979 г. совершил первый полет самолет радиоэлектронного противодействия Т6МП (Су- 24МП), предназначенный для замены самолетов РЭП Як-28ПП.
На базе бомбардировщика Су-24М был создан экспортный вариант — Су-24МК, имеющий несколько упрощенное БРЭО и вооружение. Серийное производство самолетов Су-24 всех модификаций завершено в 1993 году. Всего построено около 1200 самолетов Су-24, из них более 770 — Су-24М и его модификаций.
К концу 1998 года российская фронтовая авиация располагала 365 бомбардировщиками Су-24 и Су-24М, а также 80 разведчиками Су-24МР и самолетами РЭБ Су-24МП. Кроме того, около 70 Су-24 и Су-24М, а также 25 Су-24МР и МП имелось в российском ВМФ.
ВВС Украины насчитывали около 205 Су-24 различных модификаций, 11 самолетов имелось у Азербайджана, 42 — у республики Беларусь, 37 — у Казахстана, 10 — у Алжира, 24 — у Ирака (большинство из них в настоящее время находится на территории Ирана), 12 — у Ирана, 15 — у Ливии и 20 — у Сирии.
Бомбардировщики Су-24М с большим успехом применялись во время войны в Афганистане. Первая же операция с участием этих самолетов стала одной из самых крупных и «громких» в афганской войне. Она проходила в апреле-мае 1984 г., когда 40-я советская армия совместно с афганскими войсками нанесла серию мощных ударов по формированиям Ахмад Шаха Масуда в долине реки Панджшир к северу от Кабула. Су-24М действовали начиная с 21 апреля 1984 г. вместе с дальними бомбардировщиками Ту-16. Из-за гористой местности и отсутствия у «моджахедов» средств ПВО, способных поражать цели на средних высотах (тогда как маловысотных ПЗРК «Стрела-2», «Редай», а также крупнокалиберных пулеметов ДШК у них было достаточно), Су-24М не использовали режим огибания рельефа местности, а наносили бомбовые удары с высоты около 5500 м, оставаясь недосягаемыми для огня противника. Базировались самолеты на советской территории — в Термезе (Узбекистан) и на других приграничных аэродромах. По советским данным, в ходе Панджширской операции из 3000 мятежников было уничтожено не менее 1700, а остальные покинули этот район.