Самолеты МиГ-25РБ, модернизированные для ведения ночной фоторазведки, получили обозначение МиГ-25РБН. На них установили ночные АФА НА-75 и станции «Вираж».
В1978 году начат выпуск варианта самолета МиГ-25РБТ со станцией радиотехнической разведки «Тангаж», заменившей станцию «Вираж».
В1981 году часть МиГ-25РБС получила новую РЛС бокового обзора «Шомпол», в результате чего появилась модификация МиГ-25РБШ.
В том же году самолеты МиГ-25РБК были доработаны в вариант МиГ-25РБФ с новой станцией радиотехнической разведки и другим усовершенствованным БРЭО, а также панорамными АФА.
Параллельно с созданием разведчиков и разведчиков-бомбардировщиков типа МиГ-25 велись работы и над специализированной машиной, предназначенной для борьбы со средствами ПВО противника. В начале 70-х годов разрабатывался проект противорадиолокационного самолета Е-155К, оснащенного двумя ракетами класса «воздух—РЛС» Х-58У, специальным поисково-прицельным оборудованием и двумя станциями шумовых помех «Ландыш». В 1972 году началось создание противорадиолокационного самолета МиГ 25РБМ с ПРНК «Ягуар». Машина имела удлиненную на 0,72 м носовую часть фюзеляжа. В комплекс вооружения этой машины были включены ракеты X-58У, а также свободнопадающие бомбы. Летные испытания МиГ-25РБМ начались в 1976 году, а серийный выпуск осуществлялся в 1982—1985 гг. (в Горьком было построено несколько десятков самолетов этого типа).
Для поставок на экспорт, начавшихся в 1979 году, был создан вариант самолета МиГ-25РБ с упрощенным БРЭО.
Несколько самолетов МиГ-25РБ и МиГ-25Р в рамках программы «Высота» были оснащены оборудованием для взятия высотных проб воздуха на радиоактивность. Модернизированные самолеты получили обозначение МиГ-25РР. В дальнейшем они получили более совершенное оборудование.
С 1972 года в небольших количествах выпускался учебно-тренировочный вариант самолета МиГ-25РБ — МиГ-25РУ.
В конце 80-х годов была предпринята попытка оснастить самолеты типа МиГ 25РБ системой дозаправки в воздухе. Неубираемой штангой топливоприемника были оснащены два опытных самолета МиГ-25РБВ и МиГ-25РБШ, получившие новое обозначение— МиГ-25РБВДЗ и МиГ-25РБШДЗ. Однако в дальнейшем, после резкого снижения оборонных расходов, эти работы были прекращены.
Предпринимались попытки создания и чисто бомбардировочных вариантов самолета МиГ-25. В начале 70-х гг. прорабатывался проект Е-155Б, оснащенный ударным вооружением. Несколько позже был предложен проект бомбардировщика Е-155МФ, отличающегося расширенным фюзеляжем, экипажем, состоящим из двух человек с поперечным размещением кресел, а также усиленным вооружением «воздух—поверхность», включающим, в частности, до 12 свободнопадающих авиабомб калибром 500 кг, подвешенных на конформных узлах в три ряда под фюзеляжем, а также четыре УР типа Х-58 на подкрыльевых узлах подвески. Е-155МФ рассматривался в качестве альтернативы фронтовому бомбардировщику Су-24.
В 1977 году рассматривался проект скоростного ударного самолета МиГ-25Б, способного также решать разведывательные задачи. Бомбардировщик-разведчик предполагалось оснастить комплексом вооружения «Эскадрон» (работы не получили дальнейшего развития).
Разведчики-бомбардировщики типа МиГ-25 состоят на вооружении ВВС России, а также ряда стран СНГ. Они имеются, также, в ВВС Алжира (поставлено более 30 самолетов), Индии (6), Сирии (8), Ирака (8) и Ливии (5). Кроме того, четыре самолета этого типа некоторое время находились на вооружении ВВС Болгарии, но в дальнейшем были возвращены в СССР.
Впервые самолеты МиГ-25Р и МиГ-25РБ были применены в боевых условиях в Египте в 1971 году. Весной 1971 года на аэродром «Каир-Вест» на самолетах Ан-22 было переброшено два самолета МиГ-25Р и два МиГ-25РБ. Был образован отдельный 63-й авиационный отряд, куда вошли летчики В.Гордиенко, Ю.Марченко, Н.Стогов, В.Уваров и Н.Борщов. Командиром 63 ОАО был назначен полковник А. Бежевец. С конца мая 1971 г. по июль 1972 г. отряд выполнил ряд разведывательных полетов над территорией Синайского полуострова и Израиля. Попытки израильтян перехватить самолеты при помощи истребителей-перехватчиков «Мираж»III и F-4E, а также ЗРК «Хок» успехом не увенчались. При помощи МиГ-25 была отснята большая часть территории Израиля.
В дальнейшем самолеты МиГ-25РБ ВВС Сирии выполнили ряд успешных разведывательных полетов над территорией Израиля и Южного Ливана. При этом попытки перехвата также оказались безуспешными (сообщения израильтян об уничтожении над г. Бейрутом одного из МиГ-25РБ не соответствуют действительности).
Во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. восемь МиГ-25РБ ВВС Ирака выполняли не только разведывательные полеты, но и наносили бомбовые удары по объектам в тылу противника. В частности, они выполнили успешные бомбометания по нефтяным терминалам в Персидском заливе, а также подвергали бомбардировке аэродром в Тегеране. В ходе боевых действий было потеряно два самолета этого типа (один потерян в 1985 году из-за разрушения двигателя, другой в 1987 году разбился при заходе на посадку). Боевых потерь иракские МиГ-25РБ не имели.
Советские МиГ-25РБ использовались для ведения воздушной разведки на территории Афганистана (также без боевых потерь).
В конце 80-х годов ОКБ были проработаны варианты модернизации самолета МиГ-25, обеспечивающие рост его боевой эффективности за счет введения дозаправки в воздухе, нового управляемого вооружения, а также перспективного БРЭО и систем РЭБ. Однако распад СССР и резкое сокращение оборонных расходов России привели к прекращению работ по дальнейшему совершенствованию самолета.
В настоящее время несколько десятков самолетов типа МиГ-25РБ и РМ продолжают нести службу в российских ВВС. Однако моральное старение самолетов, высокая стоимость их эксплуатации, а также отсутствие на территории России ремонтных предприятий ВВС, обслуживающих эти самолеты (в СССР ремонт МиГ-25 осуществлялся на ремзаводах в Азербайджане и на Украине), должны привести в ближайшее время к снятию этих самолетов с вооружения. На смену машины типа МиГ-25РБ пришел разведчика Су-24РМ. В обозримом будущем их дополнят разведчики, выполненные на базе самолета Су-27ИБ (Су-34).
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ Конструкция планера самолета типа МиГ-25РБ в основном подобна конструкции планера перехватчика типа МиГ-25П.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Самолет оснащен двумя ТРДФ Р15БД-300 (2x11.200 кгс) или двумя Р15Б-300 (2 х 11200 кгс). Регулируемые воздухозаборники — боковые, совкового типа, с горизонтальным расположением клина торможения.
ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет оснащен системой автоматического управления САУ-155Р, а также цифровым прицельно-навигационным комплексом «Пеленг-Д», «Пеленг-ДА», или «Пеленг-ДМ», включающим ИНС с коррекцией от доплеровского измерителя ДИСС-3 (на поздних модификациях — ДИСС-7) и цифровую ЭВМ ЦВМ-10-155 «Орбита-155».
Имеется различное взаимозаменяемое разведывательное оборудование, обеспечивающее ведение фото- радиотехнической и радиолокационной разведки.
На самолете МиГ-25РБМ в более длинной, чем у остальных разведчиков-бомбардировщиков, носовой части фюзеляжа размещена аппаратура РЭБ.
ВООРУЖЕНИЕ. На четырех держателях (двух под крылом и двух под фюзеляжем) самолет может нести четыре ФОТАБ-100-80 (под крылом); восемь ФОТАБ-100-80 (под крылом и фюзеляжем); 8—10 бомб ФАБ-500М62 (в том числе и ФАБ-500М62Т со специальным термостойким покрытием, обеспечивающим возможность полета в течение 45 мин. на скорости 2500 км/ч на высоте 18000 м).
Самолеты МиГ-25РБМ несут две противорадиолокационные УР Х-58У с дальностью пуска до 40 км.
РАЗМЕРЫ. Размах крыла 13,42 м; длина самолета 21,55 м; площадь крыла 62,40 м2.
МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: максимальная взлетная 41.200 кг, нормальная взлетная 37.000 кг, топлива во внутренних баках 15.245 кг.
ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 3000 км/ч (М=2,83); практический потолок 23.000 м; дальность полета со сверхзвуковой скоростью без ПТБ1635 км; дальность полета с дозвуковой скоростью без ПТБ 1865 км; дальность полета со сверхзвуковой скоростью с ПТБ (1х5300л) 2130км; дальность полета с дозвуковой скоростью с ПТБ (1 х 5300 л) 2400 км; время набора высоты 19.000 м — 6,6 мин; время набора высоты 19.000 м с 2000 кг бомб — 8,2 мин; максимальная эксплуатационная перегрузка 3,8.