Предыдущая Оглавление Следующая

Связное оборудование включает радиостанции УКВ и KB диапазона, аппаратуру телекодовой защищенной связи, а также систему спутниковой связи.

ВООРУЖЕНИЕ истребителя включает традиционную для семейства самолетов «Су» пушку ГШ-301 (30 мм). На 12 узлах внешней подвески может размещаться различное вооружение общей массой до 8000 кг, в том числе:
— перспективные ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности РВВ-АЕ с активным радиолокационным самонаведением;
— ракеты «воздух—воздух» средней дальности семейства Р-27 с полуактивным радиолокационным или пассивным ИК-наведением;
— высокоманевренные ракеты класса «воздух—воздух» малой дальности Р-73 с ТГС;
— высокоскоростные ракеты Х-31А и Х-31П класса «воздух—корабль» и «воздух—РЛС»;
— ракеты класса «воздух-поверхность» семейства Х-29;
— зажигательные баки, бомбы и бомбовые кассеты калибром 100, 250 и 500 кг (в том числе и боеприпасы с тормозным устройством для применения с малых высот). Всего возможно более 70 вариантов внешней подвески. В дальнейшем состав вооружения может быть расширен за счет применения перспективных систем оружия класса «воздух—воздух» и «воздух— поверхность».

РАЗМЕРЫ. Размах крыла 14,70 м; длина самолета 22,18 м; высота самолета 6,43 м.

МАССЫ, кг: нормальная взлетная 25.700 (с неполной заправкой топливом в конфигурации истребителя завоевания превосходства в воздухе), максимальная взлетная 34.000, пустого 18.400.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 2500 км/м; максимальная скорость у земли 1400 км/ч; практический потолок 18.000 м; практическая дальность без ПТБ 3200 км; практическая дальность на предельно малой высоте 1450 км; перегоночная дальность с одной дозаправкой в воздухе 6500 км; потребная длина ВПП 1200 м.

FARu9085.jpg FARu9086.jpg

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МКИ

Поступление на вооружение авиации войск ПВО страны истребителя-перехватчика четвертого поколения Су-27 совпало с появлением на вооружении ВВС США стратегических малогабаритных крылатых ракет ALCM с дальностью пуска порядка 2500 км, стартующих с борта стратегических бомбардировщиков Боинг В-52 «Стратофортресс». Рубеж перехвата носителей крылатых ракет требовалось вынести на большое удаление от государственных границ СССР, в воздушное пространство над Северным ледовитым океаном, навстречу трансполярным маршрутам американской стратегической авиации. Самолеты Су-27, несущие до 10 ракет класса «воздух—воздух» и имеющие практическую дальность около 4000 км, совместно с тяжелыми перехватчиками МиГ-31 явились достойным ответом на новую американскую угрозу. Однако ряд потенциальных возможностей этого уникального самолета не мог быть полностью реализован: опыт применения одноместных истребителей большой дальности свидетельствовал, что высокие нагрузки налетчика в современном высокоманевренном воздушном бою не позволяют ему в полной мере использовать возможности бортовых электронных комплексов и вооружения. Кроме того, многочасовой полет, характерный для дальних перехватчиков ПВО, изматывал летчика еще до вступления в бой с противником. Было очевидно, что для повышения потенциала самолета Су-27 в роли перехватчика ПВО требуется второй член экипажа. Первый летчик мог бы управлять самолетом и вооружением, вести ближний маневренный воздушный бой, а второй летчик — решать задачи дальнего ракетного воздушного боя, наблюдать за воздушной обстановкой и выполнять обязанности руководителя при ведении групповых боевых действий. При этом возможности двухместного истребителя ПВО значительно повышались при внедрении системы дозаправки в воздухе. Решение поставленной задачи было возможно за счет внедрения в авиацию ПВО средств дозаправки топливом в полете. Одновременно требовалось и введение в состав экипажа дальнего истребителя-перехватчика, оснащенного штангой дозаправки, второго летчика, способного снизить суммарную нагрузку на пилотов в продолжительном полете.

В качестве основы для создания дальнего истребителя ПВО, сочетающего большую ракетную огневую мощь с большой продолжительностью полета и высокой маневренностью фронтового истребителя, было решено использовать двухместный учебно-боевой самолет Су-27УБ, серийное производство которого было освоено на Иркутском авиационном заводе в 1985 году.

Работы по программе двухместного дальнего боевого самолета начались в 1986 году под руководством главного конструктора Игоря Емельянова. За разработку системы оружия отвечал Виктор Галушко.

Отработка системы дозаправки топливом в воздухе осуществлялась на втором опытном Су-27УБ (самолет 02-10 или Т10У-2), оснащенном убирающейся Г-образной штангой топливоприемника, размещенной с правого борта, на уровне козырька фонаря кабины. Такая штанга, в отличие от аналогичных зарубежных конструкций, выполненных неподвижными или частично убирающимися, не увеличивала лобового сопротивления самолета и не влияла на его радиолокационную заметность. Типовая конструкция убирающейся штанги-топливоприемника была применена, также, на истребителе корабельного базирования Су-33, модернизированных истребителях Су-35 и Су-37, а также на бомбардировщике Су-34.

Первый полет переоборудованной «спарки» состоялся в начале 1987 года, а уже 6 июня того же года экипаж в составе летчиков-испытателей ОКБ И. Вотинцева и Н. Садовникова совершил на этой машине совместно с группой самолетов Су-27 перелет на самый северный в мире военный аэродром Грем-Белл на архипелаге Земля Франца-Иосифа, находящийся в непосредственной близости от Северного полюса. 23 июня состоялся другой беспосадочный перелет Т10У-2 с тем же экипажем по маршруту Москва — Комсомольск-на-Амуре — Москва протяженностью 13.440 км и продолжительностью 15 часов 42 минуты с четырьмя дозаправки в воздухе. Тем самым была продемонстрирована возможность использования модернизированного Су-27УБ в качестве «стратегического» истребителя-перехватчика, способного действовать над просторами Сибири и в полярных широтах.

К работам по созданию нового самолета ПВО и подготовке его серийного производства на Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО) были привлечены специалисты завода и иркутского филиала ОКБ им. П.О. Сухого, руководимого В.В. Макрицким. В1988 году началось переоборудование в «боевой» вариант двух серийных «спарок» Су-27УБ.

Предыдущая Оглавление Следующая