Предыдущая Оглавление Следующая

Нерассмотренные нештатные ситуации

Итак, отчет о подготовке к полету обдуман, составлен, подписан и утвержден руководством предприятия. Все уверены в положительном результате полета.

Однако, для того чтобы проиллюстрировать эффективность действия Королёвской системы обеспечения безопасности, позволим себе обратить ваше внимание на несоответствие некоторых материалов отчета другой имеющейся информации. Имеется в виду «Календарь запусков кораблей «Восток» и «Восход». Упоминаемый документ, судя по всему, является вторичным. Первичные документы недоступны, или, скорее всего, в настоящее время они просто не существуют. Цитируем то, что имеем.

«Характеристики полетов двух зачетных, перед полетом Ю.А. Гагарина, кораблей с манекенами и собаками:

ЗКА № 1, пуск 09.03.1961 г.; перигей -   183,5 км., апогей - 248,8км., угол наклона орбиты - 64 град.56 мин.; экипаж - манекен и собака «Чернушка». Выполнение программы: успешный полет; замечания:
1) нештатное отделение кабель-мачты, соединяющей СА и ПО (не после выключения ТДУ, а при входе в плотные слои атмосферы по команде от термодатчиков);
2) отклонение точки приземления по дальности составило 412 км.(55 град. 22 мин. с.ш., 52 град. в.д.).

ЗКА №2, пуск 25.03.1961 г.; перигей -  178,1 км., апогей - 247 км., угол наклона орбиты - 64 град.54 мин.; экипаж - манекен и собака «Звездочка». Выполнение программы: успешный полет; замечания:
1)  по отделению кабель-мачты (см. ЗКА №1);
2)  отклонение точки приземления по дальности составило 660 км.(56 град. 47 мин. с.ш., 54 град.27 мин. в.д.)».

Обратите внимание на цифры отклонения точек приземления СА ЗКА №1 и №2!

В упомянутом материале по обоим кораблям имеются замечания к процессу разделения. Давайте поближе познакомимся с этим процессом. На рисунке 1 показан спускаемый аппарат (СА) и приборный отсек (ПО), стянутые четырьмя лентами, которые имеют единый узел крепления на вершине СА и четыре пирозамка на срезе ПО. При срабатывании пирозамки разрывают механическую связь, и пироножи перерубают высокочастотные кабели, проходящие от антенн по стягивающим лентам в ПО. Электрическая связь аппаратуры, установленной внутри ПО, с аппаратурой внутри СА осуществляется по кабелям, проходящим через гермоплату ПО, по кабель-мачте и через гермоплату СА. Команда на разделение приборного отсека и спускаемого аппарата формируется в аппаратуре ПО и одновременно поступает на коммутационные реле, которые подают напряжение для срабатывания пиропатронов пирозамков, пироножей и пиропатронов отделения гермоплаты.

В случаях разделения ЗКА №1 и №2 имеется противоречие штатному течению процесса разделения: телеметрией не зафиксировано отделение кабель-мачты, хотя зафиксировано отделение спускаемого аппарата от приборного отсека. О последнем факте мы делаем вывод по тому, что нет замечаний по срабатыванию датчика РПШ - разделения СА и ПО. Такая ситуация возможна в случае, когда пиропатроны пирозамков и пироножей сработали, а пиропатроны отделения гермоплаты кабель-мачты не сработали. Забегая вперед, констатируем, что такая же ситуация была отмечена на «Востоке-2» у Титова. Только тогда разобрались, что цепи кабелей запитки пиропатронов отделения гермоплаты ошибочно проложены через пироножи. Команда же на все пиропатроны одна. Вот и получилось так, что пироножи «перерубали» команду на пиропатроны отделения гермоплаты до того, как та успевала исполниться. Гермоплата же в полете не отстреливалась, так как цепи команды на разделение СА и ПО были перерублены. Разделение происходило само собой при перегорании кабель-мачты в плотных слоях атмосферы. Но если для корабля Титова имелась информация от конструкторов, которые видели в Москве обгоревшую гермоплату на спускаемом аппарате, то по кораблям ЗКА №1 и ЗКА №2 такой информации найти не удалось.

Однако имеется косвенное, баллистическое подтверждение неотделения гермоплаты на изделиях ЗКА №1 и ЗКА №2: упоминавшиеся ранее цифры отклонений точки приземления спускаемых аппаратов от расчетных соответствуют тому, что полет в атмосфере ПО и СА происходил в связке.

Слова цитируемого документа о том, что отделение кабель-мачты происходило от термодатчиков, скорее всего, относятся к разряду описок, так как даже при гипотетическом формировании термодатчиками команды на разделение, цепи на включение соответствующих пиропатронов были к тому времени уже перерублены.

Нельзя позволить себе даже мысли, что С.П. Королев не знал о том, что гермоплата изделия ЗКА №1 своевременно не отстреливалась и что кабель-мачта перегорала. Помощники С.П. Королева, которым полагалось знать все, что происходит на изделии, не могли не доложить ему о какой-либо достаточно существенной нештатной ситуации на борту. Это так же было частью его системы обеспечения безопасности! По возвращению изделия ЗКА №1 ему доложили, а дальше решение принимал он.

Попытаемся реконструировать мысль Сергея Павловича:

«Мы сумели обогнать американцев, выйдя в космос первыми. И на орбите, похоже, тоже должны быть первыми, так как с орбитальным вариантом «Меркурия» у них дела не очень хорошие. Барахлят ракеты: у первого «Меркурия» ракета-носитель «Атлас» разрушилась на активном участке; второй пуск прошел успешно, но был суборбитальным, всего 5,5 км/сек, ускорение набрали; не рискнули сразу на орбиту выйти, конструкцию ракеты надо усиливать. Третий пуск через месяц; собираются выйти на орбиту и тут же выполнить сход; значит, корабль пока даже на виток не способен. Но все же полет пилотируемого «Меркурия» по баллистической траектории близок: провели уже два беспилотных пуска - 19 декабря и 31 января. Даже обезьянка слетала, правда, не штатно, но ведь жива - здорова. Последняя отработка САС (системы аварийного спасения) будет на днях, и вполне они могут в апреле пойти на пилотируемый пуск «Меркурия». Правда, по баллистической траектории, но все же... Если будем с ЗКА № 1 разбираться, дорабатывать, перепроверять... может получиться так, что американцы окажутся в космосе первыми».

FShfl005.jpg

Старт "Восхода

Предыдущая Оглавление Следующая