Самолет П.О. Сухого по схеме представлял собой моноплан с низкорасположенным трапециевидным крылом, нормальным однокилевым хвостовым оперением и убирающимся в полете шасси.
Носовая часть самолета - эллиптическая гондола с кабиной пилота, бортовым оборудованием и топливным баком - крепилась к фюзеляжу на шести стойках, образуя кольцевую щель воздухозаборника.
Внутри фюзеляжа размещался девятицилиндровый поршневой двигатель воздушного охлаждения, предположительно М-62 или М-63, приводящий во вращение двухступенчатый осевой компрессор. За поршневым двигателем располагался ВРД, состоящий из: завихрителя (турболизатора), топливного коллектора с форсунками и камеры сгорания с нерегулируемым реактивным соплом.
К сожалению, другие данные по проекту отсутствуют, сохранились лишь общий вид самолета и компоновочная схема ВРД. Тем не менее известно, что данный проект был передан на рассмотрение в реактивный отдел ЦАГИ и получил там отрицательное заключение, которое можно объяснить следующим образом.
Созданный в начале 40-х годов по инициативе профессора Г.Н. Абрамовича реактивный отдел (4 лаборатория ЦАГИ) занимался работами по изучению термодинамического цикла ВРДК, по созданию методик расчета его основных параметров и по разработке принципов регулирования. Кроме того, велось проектирование нескольких самолетов с различными вариантами этого двигателя.
Основываясь на опыте лаборатории, Г.Н.Абрамович пришел к выводу, что разработка полноценного ВРДК связана с большой научно-исследовательской работой и под силу только учреждениям типа ЦАГИ и ЦИАМ, имеющим мощную исследовательскую базу.
Как бы в подтверждение этого вывода в ЦИАМ уже к середине 1943 г. были завершены проектные работы по ВРДК трех схем:
- в комбинации с поршневыми двигателями (конструкторы А.А. Фадеев и К.В. Холщевников);
- в комбинации с авиационным дизелем (конструктор А.И. Толстов);
- газотурбинного ВРД (конструктор В.В. Уваров).
Эти работы ЦИАМ не остались без внимания со стороны П.О. Сухого, и к концу 1943 г. в КБ уже велись предварительные проработки проекта одноместного истребителя с комбинированной силовой установкой, выполненной по схеме А.И. Толстова. Принципиальной особенностью которой являлось использование авиационного дизеля М-30Б с воздушным винтом в качестве основного двигателя самолета, а двух ВРДК, расположенных под консолями крыла, как ускорителей, необходимых для кратковременного увеличения скорости полета. В данной схеме ВРДК турбина, вращавшая осевой компрессор, приводилась в действие выхлопными газами основного двигателя самолета.
По предварительным расчетам, самолет должен был иметь следующие данные:
Максимальная скорость на высоте 8000 м, км/ч............770
Полетная масса, кг.........................5800
Масса пустого самолета, кг..........4200
Масса нагрузки, кг........................ 1600
Длина самолета, мм.................... 11280
Размах крыла, мм......................... 13450
Площадь крыла, м2..............................30
Учитывая то, что никаких упоминаний о данном проекте в архивных документах не найдено, можно предположить, что к началу 1944 г. работы по нему были прекращены в связи с большими трудностями, возникшими при создании данной схемы ВРДК. Однако следует отметить, что в начале 1945 г. П.О.Сухой еще раз вернулся к этой силовой установке, но уже применительно к самолету Ер-2.
В январе 1944 г. в КБ завода №289 в инициативном порядке приступили к эскизному проектированию одноместного истребителя с комбинированной силовой установкой конструкции А.А. Фадеева и К.В. Холщевникова.
К середине февраля был готов 1-й вариант проекта. Самолет по схеме представлял собой свободнонесущий моноплан, цельнометаллической конструкции с однокилевым хвостовым оперением и убирающимся в полете шасси.
Схема проекта самолета с ВРДК
Схема проекта истребителя с ВРДК под крылом