Оглавление Следующая

У ИСТОКОВ ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ

Воспоминания ветерана 3-й авиабригады ОН им. С.М. Кирова Хребтовского Ивана Сергеевича.

FrstTrAv002.jpg

Выписка из послужного списка Хребтовского И.С:
—  с августа 1934 г. по январь 1934 г. флагштурман авиаотряда 24 ТБЭ 3-ей авиабригады ОН им. С.М. Кирова, г. Детское Село, (приказ РВС СССР № 00448 от 1 августа 1934 г.);
—  с января 1935 г. по апрель 1936 г. исполнял должность флагштурмана 24-ой тяжелобомбардировочной эскадрильи 3-ей авиабригады ОН. им. СМ. Кирова, г. Детское Село (приказ 24 ТБЭ №8);
—  с апреля 1936 г. по октябрь 1937  г., помощник начальника разведотдела 3-ей авиабригады ОН им. С.М. Кирова, г. Пушкин (приказ НКО СССР № 01484 от 19 апреля 1936 г.);
—  с мая 1936 г. по март 1937 г. исполнял обязанности начальника разведотдела штаба 3-ей авиабригады ОН им. С.М. Кирова (приказ по бригаде № 054).

Так сложилась судьба у людей моего поколения, что в 1920—1930 гг. мы стояли у истоков комсомольского и пионерского движения, развития нашей отечественной индустрии, давшей нашей стране первые советские самолеты, танки, бронемашины, автомобили и корабли. На их базе наша Рабоче-Крестьянская Красная Армия оснащалась новой боевой техникой. Современным стало и строительство вооруженных сил. Появились новые рода войск, в том числе и военно-транспортная авиация и воздушно-десантные войска.

Как известно, 11 декабря 1932 г. Реввоенсовет СССР принял постановление о развертывании авиамотодесантных отрядов. Во исполнение этого постановления и организовывались первые авиадесантные бригады (АДБ), их еще называли авиабригады особого назначения (АБОН). Это был симбиоз тяжелобомбардировочной авиации и парашютно-десантных частей. Одной из таких авиабригад была и 3-я АБОН им. С.М. Кирова, входившая в состав Ленинградского военного округа, дислоцировавшаяся в 1934-1938 гг. в г. Детское Село (ныне Пушкин). Командующим войсками округа был тогда командарм 1-го ранга (впоследствии Маршал Советского Союза) Б.М. Шапошников.

В те годы в авиационные училища ВВС принимали по профилю летчиков и штурманов только командиров, коммунистов. А вот лица, имеющих среднее образование, к которым обычно относились командиры взводов (в основном из артиллерийских и механизированных частей, а некоторые из них еще до летных школ приобщались к авиации) — проходили при авиаотрядах сборы по подготовке воздушных корректировщиков артиллерийского огня.

Вот и я зимой 1932 г. прошел первый сбор в 28 Отдельном авиаотряде (корректировщиков артогня), которым командовал, летнаб тов. Красовский С.А. (будущий маршал авиации), шеф-пилотом у него был тов. Емец. Отряд дислоцировался в г. Иванове-Вознесенске. Позднее такие сборы я проходил в авиаотряде (гор. Воронеж) и в лагере на ст. Сейм (Московский военный округ).

После окончания 3-ей Военной школы летчиков и летнабов им. К.Е. Ворошилова (г. Оренбург) в 1933 г. и отдела штурманов Военной школы морских летчиков и штурманов им. И.В. Сталина (г. Ейск) летом 1934 г., меня направили в 3-ю авиабригаду ОН на должность флагштурмана авиаотряда 24 ТБЭ.

Бригада была экспериментальной, под одним командованием находились эскадрильи тяжелой бомбардировочной авиации (ТБ-3) и парашютно-десантные батальоны. Кроме них на территории бригады размещались конструкторское бюро Гроховского и центральные курсы по подготовке начальников и инструкторов парашютно-десантных служб ВВС, которые базировались на наших летных частях. В бригаде по плану боевой подготовки главного штаба ВВС проводились сборы летчиков по отработке техники пилотирования с тяжелыми грузами (автомашинами, броневиками, танкетками, орудиями).

Когда я прибыл в авиабригаду, ею командовал комдив тов. Коханский, бывший начальник бронемеханизированных частей Ленинградского военного округа, старейший член РСДРП, поляк по национальности, имевший научный труд. Волевой и требовательный командир. Затем он был переведен в г. Нерчинск командиром авиадесантного корпуса, а впоследствии репрессирован как «враг народа». Его на время заменил комдив Ворожейкин А.В., позднее маршал авиации, начальник Главного штаба ВВС.

В 1936 г. бригадой командовал комбриг Зайцев (тоже авиатор), но он вскоре сдал свою должность пехотному комбригу Вещеву, который в финскую компанию погиб во время боя, а летные части со своей старой техникой (ТБ-3) сильно пострадали от вражеской ПВО. Тогда же якобы погиб и командир 25 ТБЭ Киссель, посадивший самолет на тонкий лед озера и утонувший. После этого бригадой командовал «патриарх ВДВ» комбриг Безуглый И.С. , который все годы возглавлял руководство парашютно-десантными батальонами бригады. Это уже после него летные части отделились от парашютистов и влились в ВВС СССР.

Начальником политотдела 3 АБОН им. С.М. Кирова был комбриг Усатый. Он в 1936-1938 гг. участвовал как воин-интернационалист в Испании, вместе с инженером 25 ТБЭ тов. Иоффе, которого в бригаде шутливо называли «дон Иоффе». Под руководством тов. Усатого, в период обмена партдокументов, я заполнял партийные билеты и учетные карточки нового образца на всех коммунистов бригады. В 1937 г. начальником политотдела авиабригады был комбриг Россет, которого через год репрессировали как «врага народа».

Оглавление Следующая