Оглавление

ВЫВОДЫ

Самолет Ил-96 является перспективным отечественным гражданским самолетом. Благодаря высокому аэродинамическому совершенству, значительному запасу прочности, а также надежности большинства систем и агрегатов, обеспечивающих высокий уровень безопасности полета и прибыльность самолета на уровне современных требований, самолет Ил-96 является потенциально конкурентоспособным на мировом авиарынке. Вне всякого сомнения, финансовая поддержка модернизации Ил-96 была бы выгодна, так как в конструкцию самолета заложена большая перспектива дальнейшего совершенствования и коммерческой отдачи.

Существенно, что модернизация самолета может быть осуществлена (и осуществляется) без изменений его основных узлов и агрегатов - фюзеляжа, крыла, шасси, оперения, гидравлической, топливной, энергосистем, которые совершенны и не требуют значительных дорогостоящих вмешательств. Очень важно в этой связи и то, что самолет конструктивно приспособлен к оборудованию не только отечественными, но и западными двигателями, системами и авионикой. Неудовлетворительные темпы модернизации самолета, включая модернизацию двигателей, имеют место не по причине его неперспективности, а из-за недостатка финансовых средств и организационной поддержки. Необходимо так или иначе наладить отечественный авиализинг, сделать доступным приобретение новой авиатехники на начальном этапе хотя бы для тех эксплуатантов, которые в течение длительного периода времени зарекомендовали себя надежными в области обеспечения перевозок и поддержки российской авиационной промышленности. Иначе в скором времени из-за полного старения авиапарка и финансовой несостоятельности воздушный транспорт России и ее авиационная промышленность гражданского назначения деиствительно прекратят существовать как самостоятельные отрасли.

Наивысшие коммерческие результаты самолет Ил-96 реализует в полетах дальностью 7000-13000 км. Однако, как показывает опыт авиакомпании "ДАЛ", весьма важным условием расширения сферы применимости Ил-96 является возможность эксплуатировать его не только на дальних, но и на средних маршрутах. До переоборудования более экономичными двигателями самолета Ил-86 и должного насыщения авиапарка России современными среднемагистральными самолетами класса Ту-204 внедрение широкофюзеляжных самолетов Ил-96 на наиболее загруженных авиалиниях средней протяженности могло бы дать значительный ком-мерческий эффект за счет экономии топлива и, наряду с этим, повысить уровень безопасности полетов и комфорта пассажиров.

Хочется верить, что наметившаяся в последнее время поддержка отечественной гражданской авиации со стороны правительства будет расширяться, благодаря чему авиастроение и воздушный флот России возродятся и выйдут на достойный международный уровень.

Фото автора

Основные характеристики самолета Ил-96-300

Длина самолета, м 55,345
Высота самолета, м 17,55
Размах крыла, м 60,105 (по законцовкам)
Площадь крыла, м2 350
Максимальный угол отклонения закрылков (внутреннего/среднего и внешнего), гр. 40/35
Угол отклонения предкрылков, гр. 25
Площадь горизонтального оперения, м2 6,5
Площадь вертикального оперения, м2 61
Максимальная взлетная масса ("Аэрофлот"/"ДАЛ"), т 250/240
Максимальная посадочная масса, т 175*)
Максимальная коммерческая загрузка, т 40
Максимально допустимое число М 0,84
Крейсерская скорость (истинная), км/ч 870
Максимальная рабочая высота полета, м 13100
Дальность полета с полной загрузкой и АНЗ на 45 минут полета, км 8000

Автор выражает глубокую благодарность авиакомпании "Домодедовские авиалинии" и лично генеральному директору А.И. Акимову, техническому директору B.C. Барченко, летному директору Д.А. Ширяеву, командиру 206-го летного отряда В.П. Осинину, старшему штурману И.Ф. Юшину, старшему бортинженеру В.В. Прокину, командиру корабля, пилоту-инструктору А.Д. Мокрову, командиру корабля Ю.Г. Матвееву, второму пилоту В.А. Лифанову, штурману A.M. Матлашу, бортинженерам С.Г. Цветкову, А.Г. Февралеву, а также А.Л. Плахову за содействие в написании материала "Широкофюзеляжные Илы".

УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ!

С интересом прочитал в №1 за 2002 г. материал Алексея Вульфова об Ил-86. Написано живо, интересно, за это автору спасибо. Однако тут есть что дополнить.

Экспортные поставки Ил-86 всё-таки имели место - правда, всего лишь в одну страну и одной-единственной авиакомпании. В 1993 г. авиакомпания "Чайна Синьцзянь Эйрлайнз" (China Xinjiang Airlines, г. Урумчи, провинция Синкиань-Уйгур) закупила три Ил-86 в 350-местной компоновке, получивших регистрационные номера В-2016 (зав. №51483210097), В-2018 (зав. №51483210099) и В-2019 (зав. №51483210100). Любопытно, что первый из них, переданный заказчику 30 мая 1991 г., первоначально предназначался для российского рынка и даже получил было номер RA-86145 (который в конечном итоге был использован повторно для экземпляра с зав. №51483211101).

Первая и третья машины имеют стандартную раскраску "Чайна Синьцзянь Эйрлайнз" с белым килем, на котором нанесена синяя эмблема, а у В-2018 раскраска "шиворот-навыворот" - белая эмблема на синем фоне. На прилагаемом на второй странице обложки снимке этот самолёт показан в Шереметьево-2 11 июня 1999 г. Кстати, надпись "Ил-86" на борту у всех трёх машин сделана по-русски!

IL96039.jpg

Ил-86 RA-86066 авиакомпании "Хаджвайри Эйрланз", арендованный у АРМА, в Шереметьево-2. 10.08.93. Фото Д.Комиссарова

Кроме того, весной и летом того же 1993 г. Ил-86 эксплуатировала почившая в бозе пакистанская авиакомпания "Хаджвайри Эйрлайнз" (Hajvairy Airlines), которая арендовала у авиакомпании "Аэрофлот - Российские международные авиалинии" две машины - RA-86066 (зав. №51483204033) и RA-86113 (зав. №51483209081).

Справедливость высказанного автором суждения о расположении основных стоек шасси и о безопасной конфигурации в случае невыпуска одной из крыльевых стоек подтверждает авиапроисшествие с упомянутым в статье экземпляром СССР-86091 Внуковского ПО ГА (зав. №51483207062). 3 февраля 1990 г. этот самолёт потерпел поломку (звучит коряво, но это термин) во Внуково, когда при посадке лопнул подкос-подъёмник левой стойки и последняя сложилась. Естественно, самолёт осел на левую сторону и чиркнул-таки левой внешней мотогондолой по бетонке, но его удалось остановить в пределах ВПП. Будь у "восемьдесят шестого" не три основные стойки, а две, последствия были бы гораздо серьёзнее! Кстати, в начале текущего года RA-86091 пополнил список самолётов, которые авиакомпания "Сибирь" отъела у "Внуковских авиалиний"...

Наконец, в нынешнем году полку эксплуатантов Ил-86 прибыло: авиакомпания "Евразия", до того эксплуатировавшая только Як-40, взяла в аренду экземпляр RA-86125 (зав. №51483210093), ранее летавший у авиакомпании "Ист-Лайн", а ещё ранее принадлежавший Школе воздушного транспорта в Жуковском.

С уважением, Дмитрий Комиссаров, Москва


*) У самолетов Ил-96 авиакомпании "Аэрофлот" - 183 т.

Оглавление