Летные происшествия произошли: 50% по недисциплинированности личного состава; 30% - по причине плохой организации полетов; 3% (одно летное происшествие) - по дефектам производства; 17% — по вине инженерно-технического состава».
Тем не менее к середине лета задачу по переучиванию китайского летно-технического состава 297-я иад выполнила. 11 августа командир дивизии доложил нач. штаба опергруппы об итогах обучения китайских летчиков.
Полностью программу летного обучения завершили 43 летчика (27-й иап - 25 и 25-й иап - 18, далее в том же порядке), в том числе 10 (6+4) подготовлены по программе инструкторов. 13 китайцев по разным причинам всю программу не выполнили.
В итоге обучения китайский летный состав налетал:
Общий налет: в 27-м иап — 749.00, в 25-м иап — 853.00; всего — 1602.00
Из них: на боевых — 284.00; — 308.00; - 592.00
На учебно-боевых — 465.00; — 545.00; - 1010.00
Средний налет на летчика:
На боевых- 10.55; - 12.19; - 11.36
На учебно-боевых — 17.53; — 21.48; - 20.00.
За время обучения китайцы совершили 18 летных происшествий, из них: в 25-м иап - 1 авария и 9 поломок, в 27-м иап - 2 аварии и 6 поломок. Все они произошли на посадках из-за невыдерживания направления на пробеге, недисциплинированности и невыполнения команд руководителя полетов с СКП.
12 августа Командир опергруппы С.А. Красовский и Командующий ВВС НОАК Шу Янлоу утвердили акт об окончании обучения личного состава 9-й иад НОАК в составе 25-го и 27-го иап, 25-го и 27-го отрядов обеспечения, специалистов связи, штаба дивизии, пункта управления, ПАРМ-4 и кислородно-добывающей станции.
В общем выводе отмечалось:
1. В результате обучения 9 иад НОАК подготовлено 43 летчика на Ла-9, способных выполнять боевые задачи днем в простых метеорологических условиях на средних высотах в составе авиаэскадрильи и на больших высотах до 6000 м в составе звена. Два летчика отчислены по неуспеваемости, и один летчик из-за боязни сам отказался летать на Ла-9. 10 летчиков не закончили программу обучения, находясь в госпитале по болезни, по возвращении из госпиталя они могли закончить программу с китайскими инструкторами под руководством советников.
2. Подготовлено два отряда обеспечения со всеми службами, которые способны самостоятельно обеспечивать учебно-боевую работу авиаполков и в данный момент работают самостоятельно.
3. Подготовлены специалисты связи, специалисты кислородно-добывающей станции и ПАРМ-4, которые способны самостоятельно обеспечить и обеспечивают работу летных частей.
4. Командование и штабы частей и дивизии подготовлены вполне удовлетворительно и способны управлять своими частями как на земле, так и в воздухе с пункта управления дивизии и командных пунктов полков.
За все время нахождения в КНР части дивизии непосредственно боевой работы не вели, хотя с декабря 1950 г. на аэродроме Гудяньцзы и с середины января 1951 г. на аэродроме Харбин установили боевое дежурство подразделений в светлое время суток. В январе произвели один вылет дежурного звена Ла-9 на перехват самолетов противника. Подъем произвели по данным ГП ВНОС Мукдена, но встреча не состоялась, так как цель в районе Китайско-Корейской границы повернула обратно и скрылась. 22 октября 1951 г. 297-я иад в составе 304 и 401 иап вернулась из спецкомандировки в Союз и вошла в состав 88 иак ПВО.
Примерно по такой же схеме проводили переучивание на реактивных самолетах и другие советские авиачасти в КНР. В ноябре 1952 г. в 64 иак составили «Материал по обобщению боевого опыта...», где в разделе «Учебный процесс, методика и организация переучивания китайского и корейского летно-технического состава» отмечалось:
«а) ...Для переучивания летного состава на реактивных самолетах УТИ Як-17 и МиГ-15 были выделены китайские летчики, проходившие учебу в Мукденской и Пекинской школах. До прибытия наших дивизий эти школы летчиков теорию и конструкцию реактивных с-тов и двигателей с курсантами не изучали. Летный состав готовился по эксплуатации материальной части самолетов Як-11 и Як-18, на которых и летал в школе...
После изучения конструкции УТИ Як-17 китайский летный состав до окончания школы был направлен для изучения практических и эксплуатационных вопросов и выпуска на УТИ Як-17 при 151 иад, одновременно в школе проводилось занятие по изучению конструкции МиГ-15. После изучения МиГ-15 летчики были переданы в 151 иад для выпуска и практической подготовки на МиГ-15.
Система подготовки китайского летного состава, проходившего учебу в Мукденской и Пекинской школах, соответствовала программе школ ВВС Советской Армии, с дополнительным изучением материальной части с-тов МиГ-15 с двигателем РД-45Ф и УТИ ЯК-17 с двигателем РД-10.
Общеобразовательная подготовка китайских летчиков колеблется в среднем от 4 до 10 классов.
б) ...Ввиду того, что теоретический курс программы был пройден с китайскими летчиками в школе и летный состав на зачетах показал хорошие знания, то в частях по прибытию китайских летчиков была составлена программа практического изучения реактивных с-тов непосредственно на авиационной технике. В программу было включено:
1. Изучение конструкции, дефектов и отказов МиГ-15 с двигателем РД-45ф - 10 часов.
2. Изучение конструкции, дефектов и отказов УТИ Як-17 с двигателем РД-10а - 6 час.
3. Изучение конструкции двигателя РД-45ф - 15 час... РД-10а - 5 час.
5. Изучение вопросов эксплуатации самолета и двигателя - 10 часов.
6. Изучение радиооборудования - 6 часов.
7. Изучение кислородного оборудования - 12 часов.
8. Практическое изучение кабины - 6 часов.
9. Запуск двигателя, уборка и выпуск закрылков, шасси, щитков и т.д. - 18 часов.
Все запланированные занятия проведены непосредственно на авиационной технике...
В результате практических занятий каждый летчик получил необходимый тренаж в управлении с-том, двигателем и органами приземления, в контроле за показанием приборов, а также был научен правильному действию рычагами управления двигателя в кабине самолета. Методом таких занятий с китайскими летчиками были изучены УТИ Як-17 и МиГ-15.
Одновременно при проведении теоретической части занятий с летным составом ежедневно проводились тренажи в кабине. Во время тренажа отрабатывались навыки автоматических действий в кабине, точное знание и расположение приборов и их показания. Тренаж проводился с каждым летчиком отдельно под контролем русского инструктора. При проведении тренажа использовался метод постановки вводных задач, постановки разнообразных вопросов, касающихся эксплуатации с-та, двигателя, спецоборудования и вооружения.
Одновременно с этим, каждому летчику была представлена возможность индивидуальной тренировки под контролем наиболее подготовленных китайских летчиков. При этом надо отметить исключительную настойчивость, трудолюбие и хорошую успеваемость в изучении реактивной техники со стороны китайских товарищей.
По окончании программы наземной подготовки от летчиков был принят зачет по знанию конструкции и эксплоатации самолета, двигателя и оборудования. После чего летчики были допущены к полетам...»