Предыдущая Оглавление Следующая

В подтверждение его слов комэск Ван Хай вспоминал, как «собственными глазами видел», что однажды вблизи его МиГа пронесся «Сейбр», а в его кабине американец в бинокль напряженно всматривался в голубую бездну, пытаясь обнаружить противника. Некоторые наши летчики также летали с биноклями. Неясно, знали ли тогда эту науку китайцы, но у молодых летчиков при отсутствии летного и боевого опыта совершенно естественными были опасения, смогут ли они успешно драться с американцами и насколько эффективно. Ответа на этот вопрос пока еще не было, а моральная ответственность была очень велика, от результатов их боев зависело участие в войне других летчиков.

20 января противник резко активизировал налеты на район Анею, бросив туда несколько десятков штурмовиков F-80 и F-84 под прикрытием истребителей F-86 из 27-й и 8-й авиагрупп. Они мелкими группами штурмовали различные военные и гражданские объекты. Взлетели группы из 50-й иад и 28-й аэ ВВС НОАК, но в бой вступила только шестерка 2-й аэ 177-го иап, атаковав сначала четверку «Шутинг Старов», а затем и четверку «Тандерджетов». Два F-84 были сбиты.

Мечты китайцев о встрече с врагом сбылись 21 января 1951 г., когда в районе Анею произошло крупное воздушное сражение. Против многочисленных групп штурмовиков несколько раз вылетали группы всех трех полков 50-й иад - около 30 МиГ-15. Рано утром 20 F-84 нанесли бомбо-штурмовые удары по железной дороге в районе Пхеньян - Синьичжоу (новый Аньчжоу). По сигналу двух зеленых ракет на перехват в 7-34 в воздух поднялись шестерка МиГ-15 из 3-й аэ 29-го гиап и китайские МиГ-15, ведомые комэском Ли Ханем (по другим данным, китайцы поднялись в воздух около 9 часов, из всей 28-й аэ двое - Вэй Мэнюнь и Чу Футянь, в полет не планировались). Кроме того, по воспоминаниям самого Ли Ханя, из-за ошибки механика у самолета № 2 летчика Ю Ци не запустился двигатель, поэтому в строю группы третий самолет стал вторым. Не взлетел также Сунь Юэкунь, поэтому на задание вместо восьмерки ушла шестерка.

KorCh009.jpg

Комэск Ли Хань, открывший боевой счет ВВС НОАК в небе Кореи

Когда группа была над Сюаньчуанем, ведомый второй пары Чжан Хунцин справа обнаружил два F-84, с высоты 1000 м пикировавшие на мост Циньчуаньцзян. К этому моменту группа штурмовиков рассеялась из-за атак советских летчиков, но китайцы пишут, что «из-за внезапной атаки группы Ли Ханя строй американцев смешался. Ли Хань атаковал слева четверку и подбил ведущего.» Вторая пара (Ли Сяньган и Чжан Хунцин) обстреляла оставшуюся тройку, но безрезультатно. По другим китайским источникам, «Ли Хань увидел противника и сразу бросился в атаку, но сразу попал в гущу вражеского строя. Видимо, по нему огня не открывали, вывернувшись, он вскоре оказался в 400 м от левой четверки и открыл огонь по ведущему, повредив его самолет. Этим воздушный бой и закончился. Ли Хань был и обрадован и опечален одновременно. Такие результаты его не устраивали. Он хотел не подбивать, а сбивать, и не одного. Но командование было очень обрадовано этой победой, его поздравляли».

В наших публикациях всегда утверждалось, что 21 января Ли Хань атаковал и сбил F-84. Авторы книги «Красные дьяволы на 38-й параллели» написали, что из того боя не вернулся один из китайцев, сбитый подполковником У.Бертремом из 523-й аэ 27-й авиагруппы. Эту первую победу 27-й аг США китайцы не подтверждают.

Первая победа молодых китайских летчиков в Корее над многоопытными американцами вдохновила китайское руководство. Эскадрилья постепенно накапливала опыт, хотя сам Ли Хань отчетливо «понимал, что их опыт и мастерство уступают противнику, единственное чего им было не занимать, в отличие от американцев - это бесстрашие. Поэтому он пытался в бою атаковать противника, чтобы его прежде всего напугать внезапностью атак».

23 января в небе Кореи в районе Аньдуня произошло самое крупное в январских боях сражение, в нем в нескольких группах сошлись более 80 самолетов с обеих сторон (по другим данным - 28 МиГ-15 против 32-33 «Тандерджетов»). Китайцы подробности этих схваток не сообщают, хотя по нашим источникам летчики 28-й аэ вместе с группами 29-го гиап совершили, по крайней мере, два боевых вылета. Американцы из 522-й и 523-й аэ 27-й аг заявили о четырех сбитых МиГах (два - лейтенант Е.Крэгг и по одному - капитаны А.Мак-Гуайр и У.У.Слоутер), и предположительно, еще о трех сбитых МиГах. По утверждению А.Германа и И.Сеидова, китайские летчики в тот день побед не имели (восемь F-84 сбили наши летчики), но из-за отсутствия боевого опыта потеряли два МиГа и одного пилота. По-видимому, речь шла о других летчиках 10-го иап ВВС НОАК, так как в эти дни «на подмогу» 28-й аэ прибыли 29-я и 30-я аэ 10-го иап, а по китайским данным в январских боях летчики Ли Ханя потерь не имели.

24 января 28-я аэ осталась без своих первых наставников, так как 29-й гиап перелетел в Аньшань для передачи авиатехники сменившему их другому советскому полку. В тот же день китайцы участвовали в крупном воздушном бою совместно со всеми тремя эскадрильями 177-го иап. Их противниками стали около 30 F-80 и F-84. Наши летчики сбили по одному F-80 и F-84 при одном поврежденном МиГе. Китайцы побед и потерь не имели.

Предыдущая Оглавление Следующая