Предыдущая Оглавление Следующая

Наш командир звена упорно шел за противником. Он знал, что за хвостом его машины находится вторая пара самолетов интервентов. Но уйти от них маневром было нельзя — ведущий противника уже готовился открыть огонь по нашему самолету. Несколько секунд вся цепочка - самолет Мэн Дайсу, преследующий его ведущий вражеской группы, машина нашего командира звена и преследующая ее вторая пара самолетов противника - без единого выстрела шла на одиннадцатикилометровой высоте. Сблизившись, наконец, на дистанцию действительного огня, командир звена дал очередь по врагу. Тот сразу прекратил преследование нашей машины и начал маневрировать. В то же время оба вражеских истребителя, следовавших сзади, открыли огонь по самолету нашего командира звена. Но он все же продолжал преследовать врага и двумя очередями сбил его. Одержать эту победу ему помог Мэн Дайсу, который заградительной очередью отсек преследовавшие командира самолеты врага. Так, благодаря взаимной выручке оба наших летчика благополучно вернулись на базу, уничтожив два самолета противника».

Чжао Баотун отмечал, что «ведя бои в стратосфере, мы все все время учились. Каждый летчик лично убедился, что на высоте 14000 м нельзя действовать так же, как на высоте, скажем, в 10000 м. Там, в стратосфере, меньший диапазон скоростей, поэтому нельзя допускать большие крены при виражах и разворотах. Вообще, самолет в стратосфере становится более инертным, маневр в горизонтальной и вертикальной плоскости осложняется. Отсюда и сам бой уже не может носить такого энергичного характера, как на меньших высотах. На первых порах во время боев в стратосфере некоторые наши летчики при попытке зайти в хвост самолета противника или уклониться от атаки сваливались на крыло и попадали в штопор. Таким образом, эти летчики невольно на некоторое время покидали район боя и ослабляли группу. «Проваливались» вниз при потере скорости и пары самолетов, если ведущий, а за ним и ведомый забывали о том, что на большой скорости надо действовать управлением плавно, но, конечно, достаточно энергично. Побеждает в воздушном бою тот,... кто знает и трезво оценивает качества не только своего самолета, но и самолета противника. Нам пришлось решительно поправлять иных летчиков, которые переставали учитывать некоторые сильные стороны самолета типа «Сейбр» и превратили высоту в фактор, якобы сам по себе уже обеспечивающий успех в бою. Нежелание считаться с тем, что «Сейбр» на высотах 10000-12000 м имеет меньший радиус виража, иной раз ставило некоторых летчиков в трудное положение». Вместе с тем бои в стратосфере оставались уделом немногих наиболее опытных и хорошо подготовленных китайских летчиков, остальные воевали на средних высотах, главным образом, с группами истребителей-бомбардировщиков F-80, F-84, F-94, «Метеорами» и т.п. 25 ноября 1952 г. Военный Совет ЦК КПК издал постановление о продолжении участия китайцев в боях с тем, чтобы «воздушный фронт продвинулся на юг». Сейчас не вполне ясна политическая подоплека появления этого решения, то ли на каком-то этапе Корейской войны у высшего китайского руководства возникли сомнения в целесообразности дальнейшего участия в боях «китайских народных добровольцев», то ли речь шла о перемещении арены воздушных схваток с «аллеи мигов» в южные районы КНДР ближе к 38-й параллели для грядущего наступления.

Как бы то ни было, весь 1952 г. китайские летчики посменно участвовали в боях. «Вахтовым методом» по 1-2 месяца две авиадивизии вели боевые действия, затем их сменяли новые. С середины 1952 г. ОВА задействовало на фронте 5 дивизий, к концу года их число увеличилось вдвое. Зимой 1952-1953 гг., по утверждению самих китайцев, в течение нескольких месяцев ВВС НОАК пополнялись матчастью (к марту 1953 г. сформировали еще две истребительные дивизии - 26-ю и 27-ю), при этом «боевая активность американских ВВС постоянно снижалась». (По приведенной таблице это как-то не очень заметно). Более того, несмотря на отмеченный в начале 1953 г. спад боевых действий из-за плохих метеоусловий, в которых якобы не могло летать большинство летчиков ОВА, количество боевых вылетов китайцев в январе увеличилось почти вдвое. 2, 13 и 14 января пилоты ОВА потеряли несколько МиГов, в крупном бою 15 января обошлось без потерь. После этого на неделю наступило затишье с мелкими стычками, в них участвовало до десятка самолетов с обеих сторон. В боях 21, 22 и 24 января, по американским данным, пилоты ОВА потеряли, соответственно, шесть, пять и четыре МиГа, но так как суммарные победы за январь завышены почти вдвое (см. табл. 1), то эти цифры, по-видимому, сильно преувеличены.

Февраль также начался вялыми боевыми действиями в воздухе, обе стороны действовали мелкими группами друг против друга. Однако действия авиации ОВА активизировались, в определенной степени компенсируя спад боевой активности частей 64-го иак - на отдых в Аншань направили 518-й и 676-й иап 216-й иад. По американским данным, в боях 2 и 15 февраля были сбиты 6 МиГов, якобы все из ОВА. 12 февраля китайцы сбили «Сейбр» П. Якобсона, до сих пор он числится пропавшим без вести. Резко активизировали боевую активность корейцы, что связано, скорее всего, с улучшением погоды. В феврале они вновь вели борьбу с палубной авиацией, 6 февраля звено МиГов перехватило пару «мотыльков» с авианосца «Глори» и уничтожило одного.

Таблица 1.

ОВА

11.52

12.52

01.53

02.53

03.53

04.53

05.53

06.53

07.53

Суммарно

Боевые вылеты (китайцы/корейцы)

800 / 56

886/24

1520/12

1226/352

1438/376

1256/216

1158/96

1026/н/д*

380/226

9690/>1358

Групповые воздушные бои

22

29

31

42

30

30

35

26

16

261

Победы (сбитые/подбит.)

15/7

11/2

15/2

10/4

17/4

14/11

19/7

15/4

17/6

139/47

Потери (сбитые/подбит.)

7/4

6/12

12/н/д

7/10

13/11

15/н/д

27/н/д

11/н/д

17/н/д

115/>37

Погибшие летчики

2

н/д

4

5

н/д

3

10

7

9

>40

Потери 64-го иак (сбитые/подбит.)

8/7

6/3

>5/н/д

8/н/д

8/н/д

4/н/д

>12/н/д

22/н/д

13/н/д

86/>10

Американские  победы

28

27

37**

26

35

26

56

77

33 ***

345

* - нет данных ** - плюс 1 Ту-2 *** - плюс 1 Ил-12 27.07

Предыдущая Оглавление Следующая