Сравнительные характеристики Me 163В и его аналогов.
Me 163В-0 |
Би-1 |
Ва-349А |
J8M1 |
Энциан |
И-270 (Ж) |
|
Страна |
Германия |
СССР |
Германия |
Япония |
Германия |
СССР |
Дата первого моторного старта |
Me 163А- 10.08.1941. Me 163B - 24.07.1943. |
15.05.1942 |
25.02.1945 |
7.07.1945 |
1944-1945 |
Начало 1947 |
Вес взлётный, кг |
3900 |
1650 (1-й экз.) |
2000 |
3750 |
1970 |
4120 |
Тип двигателя |
HWK 109-509А-0 |
Д-1А-1100 |
HWK109-509А-1 + 4*Шмиддинг 533 |
Toku Ro 2 (KR-10) |
HWK109-739 + 4*Шмиддинг 533 |
РД-2М-3В (2-х камерный) |
Тяга двигателя, кгс |
1500 |
400-1100 |
100-1600 + 4x500 |
1500 |
2000 + 4x1750 |
1700 +300 |
Время работы двигателя, расч., мин |
8 |
1,5 (в 5-м полёте 84 с - макс.) |
2 |
5 |
1,17 |
8 |
Ресурс двигателя, ч |
2 |
0,33 |
2 |
- |
- |
1,5-2 |
Нагрузка на крыло, кг/м2 |
280 |
300 |
380 |
270 |
- |
340 |
Стартовая тяговооружённость, кгс/кг |
0,41 |
0,66 |
1,85 |
0,4 |
4,57 |
0,48 |
Вооружение |
2x20 мм, позже 2x30 мм |
2x20 мм |
НУРС: 24 - Hs 217 или 46 - R4M |
2x30 мм |
Боевая часть весом 500 кг |
2x23 мм |
Макс, скорость, км/ч |
900 |
750-800 (в 7-м полёте) |
900 км/ч |
- |
800 |
1000 |
Потолок, м |
15000 |
- |
12000 |
- |
13400 |
15000 |
Скороподъёмность |
10000 м за 3,19 мин |
82 м/с, при Н=0 м |
11000 за 1 мин. |
- |
- |
15000 м за 3 мин. |
Дальность, км |
до 100 |
- |
до 40 |
- |
40 |
- |
Построено, шт. |
470 |
7 |
34+ 16 неокончены |
1 +7 неокончены |
~38 |
2 |
И, наконец, последним аналогом я считаю советский послевоенный проект И-270 (изделие Ж), хотя он создан на основе Ju 248, путём его упрощения. Здесь снова наблюдается непонимание роли стреловидного крыла в скоростных полётах - самолёт имел классическую аэродинамическую схему с прямым крылом и стабилизатором. И-270 снаряжался двигателем РД-2М-3В, аналогичным HWK 109-509C и имевшим двухкамерную конструкцию с тягой 1450 кгс. Время работы двигателя на полной тяге - до 4 мин, а с использованием вспомогательной камеры сгорания - 8-9 мин. Вооружение самолёта должно было состоять из двух пушек калибром 23 мм. Несмотря на отсталую аэродинамику, И-270 удалось достигнуть скорости 1000 км/ч. Так как проект носил исследовательский характер, то после потери в 1947 году обоих построенных прототипов его закрыли.
Бахем Ba 349
Конкурентом Me 163 можно считать перехватчик Ва 349А "Наттер". Он имел меньшие размеры, меньше потреблял топлива, но имел такой же радиус действия из-за вертикального взлёта и отсутствия потребности возвращаться на свой аэродром. Наттер существенно уступал "Комете" в аэродинамической схеме (отсутствие стреловидного крыла) и требовал наличия специальных сил и средств по поиску и транспортировке спасённых хвостовых агрегатов Ва 349А. Но зато для "Наттера" не нужен был аэродром - ПУ можно было разместить в любом месте. "Наттер" начал развиваться позже - первый вертикальный старт - 25 февраля 1945 г, и на вооружение его принять не успели.
Другим конкурентом, хотя и с большими оговорками, можно считать проект зенитной управляемой ракеты (ЗУР) "Энциан". Её аэродинамическая компоновка явно позаимствована у Me 163В, тем более что создавались они на одной фирме. В качестве силовой установки ракета несла 4 стартовых твердотопливных ускорителя с тягой по 1750 кгс и маршевый ЖРД Вальтера HWK 109-739. Стартовый вес ракеты составлял 1970 кг, и она несла 500-кг боевую часть. Всего было запущено от 24 до 38 ракет, из них 16 имели систему управления. Из-за плохих результатов испытаний работы были прекращены в марте 1945 г., с перераспределением всех ресурсов на производство Me 163B. Сравнительные характеристики аналогов Me 163 приведены в таблице.