Предыдущая Оглавление Следующая

На практике же в распоряжении Гейера имелось несколько пилотов-инструкторов, 69 летчиков, ожидающих начала полетов на реактивной технике, и всего два пригодных к полетам Ме-262. В конце ноября ситуация изменилась в лучшую сторону: количество курсантов возросло до 112, инструкторов - до 26, а самое главное - прибыли новые самолеты, теперь в III./EJG-2 числилось 23 Ме-262, включая две самые первые двухместные учебно-тренировочные машины.

1 декабря произошли очередные организационные изменения. Один из трех штаффелей III./EJG-2, 9./EJG-2, был оснащен смешанным парком истребителей, включавшим в том числе и двухмоторные поршневые самолеты; этот штаффель перебросили в Ландсберг. Два других штаффеля имели только Ме-262; 10./EJG-2 остался в Лекфельде вместе со штабом группы, a 11./ EJG-2 передислоцировали район Нюрнберга, на аэродром Унтершлауэрсбах. 11./EJG-2 вскоре стали рассматривать как, своего рода, "подразделение второго сорта". По сравнению с огромными размерами летного поля аэродрома в Лекфельде, Унтершлауэрсбах имел узкую полосу, с которой невозможно было работать в дождь или снег; инциденты при взлете и посадке происходили регулярно. 11-й штаффель не получил ни одного двухместного Ме-262В (все они остались в Лекфельде), а одноместные "мессершмитты" имели выработанные ресурсы.

В соответствии с программой курс переподготовки на Ме-262 включал 20 часов налета на поршневых истребителях. Поскольку часть летного состава набиралась в бомбардировочных эскадрах, пришлось на вооружении учебной группы держать несколько истребителей Bf-109G/K и четыре-пять двухместных FW-190S. После освоения поршневых истребителей новички в течение трех дней проходили теоретическую подготовку к полетам на Ме-262, включавшую изучение кабины реактивного самолета, его летные характеристики и особенности управления двигателями. "Поршневой истребитель может терпеть летчика с замедленной реакцией, реактивный - нет".

К примеру, на взлете требовалось перемещать рукоятки управления тягой двигателей плавно, пока скорость самолета не увеличится до значения, достаточного для перехода в набор высоты. В свою очередь, на посадке было необходимо медленно уменьшать тягу во избежании возникновения пожара двигателей. Характеристики Ме-262 на малых высотах являлись его ахиллесовой пятой, которой пользовались истребители союзников, патрулировавшие над базами Люфтваффе в надежде сбить Ме-262 на взлете или посадке.

M2600027.jpg M2600028.jpg
Линейка истребителей испытательной команды Этот Me 262 истребители союзников "подловили" над взлетной полосой. Кадр фотопулемета

За изучением теории следовали полеты на двухмоторных Bf.l10, FW-54 и Si-204 с аэродрома в Ландсберге; некоторым счастливчикам удавалось полетать на Та-154, имевшем трехопорное шасси с носовой опорой. После полетов на двухмоторных поршневых машинах курсанты возвращались в Лекфельд или направлялись в Унтершлауэрсбах, где, наконец, попадали в кабину Ме-262. Перед первым вылетом новичок "наруливал" по аэродрому два с половиной часа. В течение полутора часов пилоты знакомились с поведением реактивного самолета в полете на больших высотах (до 8000 м) и осваивали навигацию на скоростных машинах. Дальше следовали двухчасовые тренировки в составе звена "Роттен" (два самолета) и "Кеттен" (три истребителя), ведущим в этих полетах летал инструктор. Завершали курс переподготовки полеты на имитацию воздушного боя и нанесение ударов по наземным целям.

Прекрасно расписанный на бумаге тренировочный процесс при столкновении с хаосом последней военной зимы фактически не выполнялся. Комбинация плохой погоды, назойливых истребителей-бомбардировщиков союзников и нехватка топлива (поставки горючего тренировочным подразделениям резко уменьшились после поступления соответствующей директивы OKL от 13 февраля 1945 г.) привели к полному крушению программы переподготовки. Тем не менее, III./EJG-2 продолжала готовить "квалифицированных" летчиков реактивных самолетов.

В процессе обучения не обходилось без потерь. Несколько Ме-262 были сбиты истребителями союзников. Реактивный "мессершмитт", который пилотировал лейтенант Рудольф Харборт, был сбит 5 февраля 1945 г. "Лайтнингом" из состава 15-й воздушной армии ВВС США. В марте погиб имевший на своем счету четыре "реактивные" победы (два Р-51 и два В-17) гауптманн Вильгельм Штейнманн; он начал свою карьеру в Люфтваффе еще в 1936 г., в составе JG-27 и JG-4 Штейманн на поршневых истребителях сбил 40 самолетов противника. В марте был сбит летчиком "Тандерболта" широко известный ас полковник Вальтер Даль, летавший ранее на FW-190. Воюя на Ме-262, он сбил два самолета и довел свой общий счет до 128 машин.

"Выпускником" III./EJG-2 являлся непревзойденный реактивный ас второй мировой войны Гейнц Бар, на счету которого числилось 40 побед - почти треть всех побед, одержанных пилотами группы! Гейнц Бар сбил первый самолет на Западном фронте еще 25 сентября 1939 г. будучи унтер-офицером JG-51. С тех пор боевой счет Бара рос стремительно. На 1 января 1945 г. майор Гейнц Бар одержал 204 победы в воздушных боях. В первый день нового года Бар принял командование III./EJG-2 у гауптманна Гейера. Можно считать, что Бара понизили в должности, ранее он командовал 3-й истребительной эскадрой, а теперь стал командиром группы, но это был осознанный выбор самого Бара. Во многом благодаря Бару продолжилась подготовка летчиков для элитных подразделений реактивных истребителей в условиях всеобщего коллапса Третьего рейха.

Из-за загруженности административной работой в новой должности Бар не мог подняться в небо почти месяц. Первый боевой вылет в качестве командира III./EJG-2 он совершил 29 января 1945 г. Зато после этого полета позывной Бара "Баззард 1" звучал в воздухе ежедневно. За время командования группой Бар совершил примерно 80-90 боевых вылетов. Первую реактивную победу Бар одержал 19 марта. Тяжело поврежденный им Р-51D совершил вынужденную посадку прямо на аэродром Лекфельд. 21 марта Бар сбил "Либерейтор", а 24 марта боевой счет командира группы пополнился еще одним "Мустангом" и одним B-24D. Успех сопутствовал Бару и в апреле: 9 числа - два сбитых В-26, два "Тандерболта" - 18-го и, наконец, пара "Мустангов" - 19.

Предыдущая Оглавление Следующая