Предыдущая Оглавление Следующая

На следующий день пилоты Ме-262 сбили два "Тандерболта", а Шрейбер записал на счет Люфтваффе первый уничтоженный разведчик "Лайтнинг" F-5. Шрейбер в полной мере испытал на себе превратности фортуны: после того как он завалил разведчика, его "мессер" столкнулся со "Спитфайром" и Шрайберу пришлось воспользоваться парашютом. В течение следующей недели летчики Новотны сбили еще пять американских истребителей, правда, из строя за этот промежуток времени вышло десять Ме-262. Оберфенриха Вилли Банцаффа сбили дважды: первый раз американцы над Голландией 1 ноября, второй - английский "Темпест" над Люнебургом всего 48 часов спустя. Таким образом, из десяти потерянных машин, лишь две были сбиты (этими самолетами управлял Банцафф), три разбились на посадке из-за отказа двигателей, и еще пять получили повреждения меньшей степени тяжести.

Адольф Галланд 7 ноября прибыл в "Коммандо" с инспекцией, Галланд сопровождал генерал-полковника Альфреда Келлера. Келлер был известен в Люфтваффе как глава NSFK - национал-социалистского авиационного корпуса. Перед лицом высокого начальства майор Новотны предпринял максимум усилий, дабы на следующее утро продемонстрировать, на что способны Ме-262. Насколько упала боеспособность подразделения, говорит следующий факт - благодаря "максимальным усилиям" на утро удалось подготовить к вылету лишь четыре истребителя, по два на каждом аэродроме, в Хисипе и Ахмере.

Но даже заявленная цифра в четыре самолета оказалась излишне оптимистичной. На аэродроме Ахмер Вальтер Новотны не смог запустить двигатели своего истребителя, в тот день Новотны собирался впервые вылететь на боевое задание на реактивном самолете. В Хисипе фельдфебель Эрих Бюттнер на рулежке пропорол колесо основной опоры шасси, в результате стойка пробила плоскость крыла. В воздух поднялись лишь ведомый Новотны - оберлейтенант Гюнтер Вегманни и командир штаффеля, базирующегося в Хисипе лейтенант Шалль; они сбили два американских истребителя, Р-47 и P-51D соответственно.

К повторному пролету бомбардировщиков удалось отремонтировать истребитель Новотны. Вечером Вальтер Новотны взлетел в паре с лейтенантом Францем Шаллем. Легкая дымка не помешала летчикам обнаружить строй бомбардировщиков, однако путь Ме-262 преградили истребители эскорта. Шалль не смог пробиться к бомбовозам, но ему удалось завалить пару "Мустангов", прежде чем на большой высоте отказал капризный двигатель его Ме-262. Шалль перевел истребитель в пикирование и попытался запустить остановившийся мотор, увы - очереди "Мустанга" полоснули по самолету, и Шаллю пришлось прыгать из охваченного пламенем Ме-262.

M2600029.jpg M2600030.jpg

Два снимка Me 262 из состава "Командо Новотного"

В этот день завершилась карьера Вальтера Новотны. На земле ясно слышали звуки воздушного боя - рев моторов, стрельбу пушек и пулеметов, Новотны радировал, что он сбил четырехмоторный бомбардировщик и, возможно, "Мустанг", затем сообщил об отказе двигателя. Последнее, что удалось услышать по рации, было слово "горю".

До сих пор неизвестно, послужил ли причиной гибели Новотны пожар двигателя, которые так часто случались на Ме-262, очередь "Мустанга" (американские историки приписывают победу над Новотны летчику P-51D лейтенанту Роберту В. Стивенсу из 364-й истребительной авиагруппы, причем оговаривается, что победа "вероятная") или снаряды "дружественной" зенитки. Тем не менее, конечный результат не вызывает сомнений: Новотны погиб. Множество очевидцев наблюдали отвесно пикирующий Ме-262 в 2,5 км от Хисипе, одним из очевидцев был Адольф Галланд. Преемником Новотны на посту командира "Коммандо" стал оберлейтенант Георг-Петер Едер. "Коммандо Новотны" ненадолго пережила своего первого командира. Ставший гауптманном Едер выполнил несколько боевых вылетов с аэродрома Аахмир, включая полет 13 ноября, о котором Едер вспоминал так:

- Я взлетел на перехват высотного разведчика "Лайтнинг". Наземная служба наведения работала превосходно, но мне все же было тяжело следовать командам с земли. Я набрал высоту и вышел в атаку со стороны солнца, имея небольшое превышение относительно противника. На дистанции около 800 м я уменьшил скорость и проверил гашетки пушек и показания приборов, сигнализирующих о работе двигателей. Когда секундой позже я оторвал взгляд от приборной доски, силуэт "Лайтнинга" полностью закрывал обзор вперед из кабины, я резко взял ручку на себя, но было слишком поздно. Вероятно, мой самолет серьезно повредил "Лайтнинг" при столкновении, поскольку противник исчез. Я выждал несколько секунд - вдруг от самолета что-нибудь отвалится, двигатель или крыло, однако машина отделалась лишь несколькими глубокими вмятинами на обшивке, и я смог продолжить полет."

Эдер считал, что "Лайтнинг" разбился, но в тот день не зафиксировано ни одного падения Р-38 в районе Шлейссхейма, над которым произошло столкновение.

Последний боевой вылет "Коммандо Новотны" состоялся 17 ноября. Его выполнил Едер с аэродрома Ахмер; к этому моменту большая часть личного состава "Коммандо" уже была переброшена в Лекфельд на переформирование. 19 ноября на базе "Коммандо Новотны" и III группы была сформирована единственная реактивная истребительная эскадра Люфтваффе - JG-7.

Предыдущая Оглавление Следующая