Предыдущая Оглавление Следующая

Me262027.jpg

Этот истребитель-бомбардировщик Me 262 состоял с начала в составе KG51, потом попал в состав JV44 (а затем в руки англичан)

Еще раньше, 19 января, делегация высокопоставленных боевых товарищей Галланда собралась в популярном среди летчиков "Доме авиации" - офицерском клубе Люфтваффе в Берлине. "Солировал" командир JG-3 полковник Гюнтер Лютцов, ставший асом еще в Испании, в составе "Легиона Кондор". Среди высказанных им претензий к Герингу было и ошибочное использование имеющихся в наличии сил и некомпетентное постороннее вмешательство в действия истребителей (влияние окружавших Геринга "бомбер баронов", особенно генерал-майора Дитриха Пельца наглядно проявилось в ходе проведения катастрофической для Люфтваффе операции "Боденплатте", проведенной тремя неделями ранее атаки аэродромов союзников).

Обсуждение ситуации длилось примерно пять часов. Конечно, участники не забыли и необходимости восстановления в своей должности и правах Галланда. Понятно, что такое заседание вызвало недовольство рейхсмаршала, установившего в Люфтваффе настоящее автократическое управление. Непосредственной реакцией Геринга на сообщение о разговорах в "Хаус дер Флигер" стало желание убить Лютцова. Лютцов и Галланд, хотя Галланд и не присутствовал на памятной вечеринке, были арестованы через несколько часов после окончания заседания "смутьянов". Лютцов отделался ссылкой в Верону на должность командира истребительных подразделений Верхней Италии.

Судьбу Галланда определил его преемник на посту "Генерал дер Ягдфлигер" полковник Гордон Голлоб: Галланда направили штаффелькапитаном 4./ JG-54 на Русский фронт. Потрясающий зигзаг карьеры: от генерал-лейтенанта до командира эскадрильи! Однако Галланд так и не попал в JG-54, в дело "смутьяна" вмешался лично Гитлер. Фюрер ничего не слышал о событиях в "Хаус дер Флигер", однако, получив информацию о произошедшем, определил опальному генерал-лейтенанту другое наказание. "Галланд ратовал за реактивные самолеты, вот теперь пусть он возглавит штаффель Ме-262 и на деле докажет их преимущества!"

Галланду предложили всего лишь штаффель, но полностью развязали руки, освободив от подчинения начальникам среднего калибра, а сам генерал-лейтенант обладал дисциплинарной властью, аналогичной власти командира эскадры.

Местом базирования Галланд избрал расположенный в 45 км от городской черты Берлина аэродром Бранденбург-Брест - идеальное место для дислокации истребителей, защищавших столицу. С другой стороны - здесь же базировалась часть штаффелей JG-7, от которых Галланд рассчитывал получить техническую помощь. Помощь Галланд действительно получил, несмотря на письменный запрет Голлоба на взаимодействие подразделения Галланда с любыми другими подразделениями. Хотя официально приказ о формировании JV44 датировался 24 февраля 1945 г., первые самолеты подразделение получило 10 февраля 1945 г. В эти дни в часть прибыли и первые летчики.

Галланд жаловался, что человек, занимающий пост "Генерал дер ягдфлигер", мешает на каждом шагу, особенно при отборе кадров на ключевые посты штаффеля. Голлоб опровергал утверждения Галланда, акцентируя внимание на том, что фронтовые истребительные соединения и так испытывают нехватку опытных командиров, и нельзя позволять Галланду отбирать лучших, оголяя тем самым фронт. В результате Галланду удалось добиться разрешения взять под свое начало только одного аса, "запятнавшего себя позором Хаус дер Флигера", экс-командира JG-7 Йоханнеса Штейнхоффа, остальной личный состав набирался среди раненых летчиков, инструкторов тренировочных частей и даже необстрелянных "зеленых" новичков. Управление кадров люфтваффе выделило несколько неопытных новичков-реактивщиков, только что закончивших подготовку в III/EJG2. Галланд поручил Штейнхоффу вести интенсивное обучение новичков на Me 262, а сам стал строить планы, как получить для JV44 опытных летчиков. Он лично объехал госпитали и Дома авиации, разговаривал с пилотами, которых хорошо знал, предлагая им возможность еще раз выйти против неприятеля с лучшим оружием, которое может дать люфтваффе. Во второй половине февраля 1945 г. в JV44 появились "мастера". Сначала прибыл лейтенант Кайзер, воевавший на всех фронтах. Из штаба JG7 перешел лейтенант К.Нойманн, летавший на Me 262 с декабря 1944 г., который имел довольно большой опыт пилотирования этой машины. Прибыл и майор К.Г. Шнелль, которого Галланд вообще привез без разрешения из госпиталя. Галланд собирался пригласить в свою часть и Э. Хартманна, но тот заявил, что из-за молодости ему придется летать ведомым с кем-то из более старших летчиков и отказался. Впоследствии, сидя в советских лагерях, ас №1 люфтваффе часто жалел об этом. Все эти люди и их опыт стали большим подспорьем для Штейнхоффа при подготовке JV44. Техническим офицером (инженером) части назначили лейтенанта Г. Фарманна, бывшего ведомого Штейнхоффа; Галланд вытребовал его из JG7. Позднее эти функции передали майору Хохагену, который имел гораздо больший опыт в организации техобеспечения.

Галланд не стал использовать собственное имя для обозначения формируемой "Коммандо". Вместо традиционного для Люфтваффе наименования "Коммандо Галланд", он назвал свое подразделение Ягдвербанд-44 (Ягдвербанд - истребительное подразделение), индекс "44" появился в память о самом первом штаффеле, 3.J/88, которым Галланд командовал в Испании. Если 88 разделить на два, то получится 44. Официальный приказ о формировании JV44 был издан 24 февраля 1945 г.:

"JV44 в Бранденбург-Бресте. Командир части имеет дисциплинарные права командира дивизии, во всех отношениях подчиняется воздушному флоту "Рейх". Особая часть Галланда включает 16 самолетов Me 262 и 15 пилотов.

Подписал - генерал-лейтенант Коллер."

Галланду и Штейнхоффу было ясно, что ни новичков, ни опытных летчиков нельзя пускать в бой против превосходящих сил противника, пока они не освоят Me 262 в полной мере. Весь март продолжались тренировочные полеты летчиков, составивших зачаток JV-44. За этот период имело место единственное боевое столкновение с авиацией противника. В тот день Штейнхофф взял с собой лейтенанта Бломерта, одного из новичков. Об уровне его предыдущей истребительной подготовки Штейнгоф говорил: "Бломерт пришел из "бомбардировщиков", он летал на Ju 88 и свою последнюю петлю проделал еще в летной школе. На Ме-262 летать ему трудно!" После старта взяли курс на восток - к Одеру. Держались железной дороги на Франкфурт, которая вела к реке. Здесь шли упорные ожесточенные бои. Перелетели реку. Прямо перед Me 262 Штейнхоффа появился русский истребитель. Немецкий летчик не сумел среагировать: поскольку скорость "Швальбе" была значительно больше, советский самолет остался далеко позади. Вскоре Штейнхофф увидел впереди группу из 12 приближавшихся истребителей с красными звездами. Попробовал поймать один из них в прицел, но русские это заметили и начали маневрировать интенсивнее. Поэтому он решил уйти за пределы видимости, вернуться, прячась за облаками, и затем на полном газу пролететь сквозь группу и сбить какого-нибудь.

Предыдущая Оглавление Следующая