Оглавление

МЕССЕРШМИТТ Me 262

Виктор БАКУРСКИЙ, Хельмут ВАЛЬТЕР, Андрей ФИРСОВ

Me262033.jpg

Уважаемые читатели!

Начиная с 1997 года в нашем журнале ведется рубрика "Тяжелые истребители Второй мировой войны", в которой мы рассказали практически о всех двухмоторных поршневых самолетах этого типа. Впереди вас еще ждут материалы о тяжелых одномоторных истребителях. Однако в связи с тем, что в настоящее время в разделе "Самолеты ОКБ МиГ" публикуются материалы о первых отечественных реактивных истребителях, мы решили рассказать вам и о зарубежных аналогах - двухмоторных истребителях Ме-262 и "Метеор", ставших первыми серийными боевыми самолетами Германии и Великобритании, пошедшими в бой, и которые самым естественным образом вписываются в тематику рубрики "Тяжелые истребители".

В анналах истории боевой авиации есть моменты, когда технические нововведения в один момент сводили на нет боевую ценность всех предыдущих самолетов. Наиболее ярким примером этого стал Me 262. Его преимущество было таковым, что только один этот тип чуть было не позволил люфтваффе вновь, как в первые дни Второй мировой войны, почувствовать себя полными хозяевами в воздухе. Но вместо боевых подвигов Me 262 запомнился только как образец тех колебаний и нерешительности, которые испытывали программы производства самолетов незадолго до конца "третьего рейха".

Еще долго после окончания боевых действий в Европе вопрос, почему Германия не смогла реализовать боевых преимуществ Me 262, оставался загадкой. Заявлялось, что медлительность и нерешительность ряда лидеров "третьего рейха" привели к запаздыванию с производством Me 262 на шесть месяцев и недостаточным объемам поставок, что не позволило оказать серьезного влияния на ход войны в воздухе. Но были ли эти утверждения истиной?

Да, были медлительность и нерешительность части лидеров Германии. Самолет долго не мог дождаться необходимой поддержки у части Технического департамента министерства авиации. Были и задержки в работах над истребителем. Наиболее известной из них было требование Гитлера в первую очередь выпускать Me 262 в варианте так называемого "блиц-бомбардировщика". Все это объявлялось потом главной причиной задержки боевого дебюта, который мог бы по крайней мере на время изменить ход воздушной войны над Европой. Но эти ли причины оказались главными?

А ведь было и гораздо более простое объяснение - фирма "Юнкерс" не смогла довести до серийного производства ранее середины 1944 г. свой турбореактивный двигатель, так что массовые поставки истребителя Мессершмитта просто не могли начаться раньше сентября-октября. Кроме того, самолет пошел в бой, еще даже не закончив цикл испытаний, а начало его использования было явно преждевременным.

Вполне очевидно, что возможность быстрого создания такого радикального самолета, как Me 262, имела свои пределы. Даже полная поддержка программы на более ранней стадии работ по Me 262 вряд ли могла ускорить ввод его в строй.

И хотя до сих пор продолжаются рассуждения на тему о возможности более раннего появления Me 262, одно безусловно: Me 262 стал первым боевым самолетом с турбореактивным двигателем, пошедшим в бой. Отдельные же заявления о том, что первым достиг "операционного статуса" английский "Метеор", таким образом, не имеют под собой оснований. Me 262 первым открыл огонь по самолетам противника. Таким образом, каким бы ни был результат боевого применения Me 262, он навсегда связан с новой страницей в истории воздушных войн.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Разработка Me 262 началась осенью 1938 г, когда Технический департамент заключил с фирмой "Мессершмитт А.Г." контракт на проектирование самолета под два турбореактивных двигателя, работы но которым шли на BMW. Ожидалось, что новые двигатели BMW P 3302 смогут развить тягу до 600 кг и будут готовы для установки на самолет к декабрю 1939 г. С самого начала работ конструкторы "Мессершмитта" рассматривали самолет в качестве перехватчика, и именно в та ком варианте 7 июня 1939 г. предложили свой "проект 1065" Техническому департаменту. Впрочем, заданием круг боевых задач тогда еще не определялся.

 Оглавление