Системой IMU, обеспечивающей круговое вероятное отклонение (КВО) 30,5 м, оснащаются кассетные авиабомбы CBU-87, а также разовые кассеты CBU-89 "Гэтор", снаряженные минами, и кассеты CBU-97, укомплектованные самоприцеливающимися боеприпасами. Бомбометание может производиться вне зависимости от погодных условий с высот до 13000 м. Оснащение боеприпасов, укомплектованных системой WCMD, спутниковой системой навигации позволит уменьшить КВО примерно до 9 м. Стоимость одного комплекта WCMB в сочетании с системой IMU составляет 14000 долл., а ввод в состав комплекта системы GPS повысит его стоимость до 20000 долл.
В настоящее время фирма Локхид Мартин выполняет контракт на поставку американским ВВС третьей партии (Lot III) комплектов WCMD с системой IMU. Производство боеприпасов, оснащенных системами IMU и GPS, начнется в 2004 г. Дооснащение ранее поставленных комплектов WCMD системами спутниковой навигации не планируется.
Комбинацию систем IMU/GPS предполагается использовать в новом комплекте WCMD-ER, обеспечивающем увеличенную до 64 км максимальную дальность применения боеприпаса. Кроме этого, новый боеприпас снабжен складным крылом большого удлинения. Стоимость одного комплекта WCMD-ER составит 50000-60000 долл. Серийное производство комплектов WCMD-ER предполагается начать в 2005 г. Всего должно быть выпущено 7500 модулей этого типа (входящих в общее число 35000 комплектов WCMD, закупаемых министерством обороны США).
Еще одной программой, предусматривающей разработку корректируемых боеприпасов с увеличенной дальностью действия и реализуемой фирмой Локхид Мартин по контракту с ВВС США, является программа оснащения бомбовой кассеты CDU-87 складным крылом "Лонгшот" (см. рис.). Хотя проходящие летные испытания опытные боеприпасы, имеющие крыло "Лонгшот", снабжены системой GPS, на серийных авиабомбах ее использование не планируется.
В ходе боевых действий в Ираке в 2003 г. ВВС США применяли бомбовые кассеты CBU-105 с самоприцеливающимися боеприпасами (вариант кассеты CBU-97), снабженными комплектом WCMD против колонн боевой техники противника. Кассеты CBU-105 использовались с бомбардировщиков В-52Н и истребителей Локхид Мартин F-16С. Другие самолеты пока не способны нести такое оружие, однако в ближайшее время для доставки бомбовых кассет с системой WCMD предполагается доработать штурмовики Фэрчайлд А-10 и бомбардировщики Рокуэлл В-1В.
Европа
ПРОГРАММЕ А400М ДАН "ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ"
21 мая 2003 г. парламент Германии окончательно одобрил новый военный бюджет, в котором предусмотрена статья расходов на программу разработки и производства военно-транспортного самолета Эрбас А400М, а 27 мая эта программа наконец-то получила официальный статус. В программе разработки самолета А400М приняли участие семь государств - Франция, Великобритания, Германия, Испания, Бельгия, Люксембург и Турция. Следует отметить, что за последнее время программа разработки самолета Эрбас А400М испытывала ряд серьезных проблем, которые привели к задержкам в ее выполнении. Одна из них связана со снижением объема серийного выпуска. Во-первых, в 2002 г. от участия в создании самолета отказалась Италия, а в начале 2003 г. правительство Португалии приняло решение аннулировать закупку для ВВС четырех самолетов А400М. Во-вторых, уменьшила число закупаемых самолетов Германия: вместо 73 самолетов теперь планируется приобрести 60. Таким образом, если ранее предполагалось построить для девяти европейских стран (Франции, Германии, Бельгии, Италии, Испании, Португалии, Люксембурга, Великобритании и Турции) 224 самолета, то в настоящее время речь идет о поставках 180 самолетов семи странам.
Другая проблема заключалась в том, что Германия длительное время не могла принять новый военный бюджет, предусматривающий финансирование разработки самолета А400М, из-за чего отделение военных самолетов фирмы Эрбас (AMС) никак не могло официально начать его проектирование. Кроме того, немецкий парламент и его финансовый комитет постоянно переносили ратификацию закупки 60 самолетов А400М для ВВС Германии.
Еще одна проблема была связана с силовой установкой самолета. Предполагалось, что двигатели для самолета будут выбраны к середине 2002 г. Однако в реальности это произошло только в начале мая 2003 г., когда фирма Эрбас остановилась на двигателях TP400D6. Разработку ТВД TP400D6 будет осуществлять совместное предприятие (СП) Европроп Интернешнл, в состав которого вошли фирмы MTU (Германия), Роллс-Ройс (Великобритания), SNECMA (Франция) и IPT (Испания). Доля участия каждой из первых трех фирм составляет 28 %, а фирмы IPT - 16%. СП должно получить контракт стоимостью 2,3 млрд. долл. на изготовление 750 двигателей.
ТВД TP400-D6 имеет расчетную взлетную мощность около 11000 л.с. Он будет оснащен восьмилопастным воздушным винтом с саблевидными лопастями. В его конструкции используется трехвальный газогенератор, разрабатываемый фирмой Роллс-Ройс. Технический директор СП Европроп Интернешнл Роберт Селлик (Robert Sellick) сказал, что в ближайшее время должна быть решена важная задача по интеграции двигателя с планером самолета. По его словам, первое стендовое испытание опытного ТВД TP400-D6 состоится в августе 2005 г. В конце 2006 г. предполагается приступить к летным испытаниям, для которых, вероятно, будет переоборудован опытный самолет Эрбас А340-300.
В результате всех перечисленных выше проблем окончательный облик самолета А400М будет утвержден в конце 2005 г. Постройка первого опытного самолета начнется во втором квартале 2007 г. на авиационном заводе концерна EADS в Севилье (Испания). Здесь же будет осуществляться серийное производство. Предполагается, что ежегодный выпуск составит 30-35 самолетов.
К летным испытаниям опытного самолета А400М предполагается приступить в первом квартале 2008 г. (с опозданием ровно на год). Поставки самолетов начнутся в самом конце 2009 г., а его эксплуатация - в середине 2010 г.
Таким образом, если не будет новых задержек, самолет А400М появится на вооружении почти на семь лет позже намеченного ранее срока. Когда в 1991 г. в Европе приступили к разработке будущего военно-транспортного самолета (программа FLA), то предполагали, что в 2000 г. начнутся его летные испытания, а в 2003 г. он поступит на вооружение. Франция получит 50 самолетов, ФРГ - 60, Испания - 27, Великобритания - 25, Турция - 10, Бельгия - семь и Люксембург - один.
Отделение военных самолетов фирмы Эрбас полагает, что самолет А400М имеет хороший экспортный потенциал. Его покупателями могут стать 56 стран, где находится в эксплуатации старый военно-транспортный самолет Локхид С-130. В настоящее время экспортные поставки самолета А400М оцениваются в 470 единиц.