Предыдущая Оглавление Следующая

P47127.jpg

P-47D из состава 86-й группы на территории США после войны. Эта группа вошла в состав оккупационных сил США в Германии и была переброшена в Европу

"Тады" в Бирме

Так как главным ТВД считался Европейский, первые Р-47 попали на Бирманский фронт только в апреле 1944 г. Первоначально они состояли в 33-й, 81-й и 80-й истребительных группах, а также в 5-й и 6-й штабных эскадрильях 10-х и 14-х ВВС.

На Азиатском континенте истребители Р-47 использовала единственная группа, входившая в состав 10-й воздушной армии. Это было особое соединение - 1-я авиационная группа коммандос. Перед группой стояла задача поддерживать с воздуха действия войск союзников на территории Индии и Бирмы. Бок о бок с истребителями Р-47 американских коммандос действовали самолеты «Тандерболт I» и «Тандерболт II» британских ВВС. Британские «Тандерболты» прибыли в Бирму в марте 1944 г., вскоре после проведения японцами в этом районе наступательной операции. Американские истребители-бомбардировщики в короткий срок сменили устаревшие «Харрикейны» в 221-й группе RAF (131-я, 258-я, 261-я и 60-я эскадрильи). «Тандерболты» использовались как истребители дальнего действия и как истребители-бомбардировщики. Сначала англичане, как в свое время их американские коллеги из 4-й FG, не высоко оценили «Т-болты». Но постепенно, по мере освоения самолетов, мнение менялось в лучшую сторону. В интервью журналу «Флайт», данном в июле 1945 г., командир 221-й группы сказал:

- Никто не любит «Тандерболты» пока на них не полетает. Я всегда говорю экс-пилотам «Харрибомберов» («Харрикейн» Мк II) - парни, вы не пожалеете, слетав на «Т-болте»!

Гораздо раньше возможности «Тандерболтов» оценили наземные войска. Противодействия со стороны японской авиации де-факто не было, поэтому на первый план выходили ударные качества самолетов. Оказалось, что в Бирме по точности поражения целей с «Тандерболтом» соперничать не мог ни один самолет. Согласно тому же журналу «Флайт» с конца июля 1945 г. рутинными были случаи поражения точечных целей всего в 30-50 ярдах от позиций британских войск. «Пожалуйста, уничтожьте японцев в 50 ярдах от моего джипа - японцы недолго ждали удара с неба!», 50 ярдов - это 45,72 м.

Подразделения 14-й американской воздушной армии, наполовину вооруженной «Тандерболтами», прошли боевой путь, пролегавший по доброй половине земного шара: от Северной Африки через Сицилию, Италию в Индию, а затем - в Китай. В Китае «Тандерболты» из состава 14-й воздушной армии передали войскам маршала Чан Кай Ши.

В 1944 г. «Тандерболтами» были перевооружены 5-я, 30-я, 79-я, 123-я, 134-я, 135-я, 146-я, 358-я и 261-я эскадрильи, а в 1945 г - 34-я, 42-я, 60-я, 81-я, 113-я, 131-я и 615-я эскадрильи RAF. Правда, многие из них не успели принять участия в реальных боевых действиях. Первой пошла в бой 5-я эскадрилья Королевских ВВС, которая раньше летала в Бирме на «Мохоках» и «Харрикейнах». «Тандерболты» действовали в качестве штурмовиков по командам наземных наводчиков, нанося серьезные потери войскам и тыловым объектам японской армии.

Вслед за капитуляцией Японии «Тандерболты» были быстро сняты с вооружения частей Королевских ВВС Великобритании, которые либо расформировывались, либо перевооружались на английские самолеты.

«Тандерболт» в Советском Союзе

В 1944 и 1945 г.г. пресс-служба фирмы Рипаблик очень часто публиковала символический снимок четырех истребителей Р-47 «Тандерболт» в цветах ВВС США, Великобритании, Бразилии и Советского Союза. Для «группового портрета» не хватает только «Тандерболта» с кокардой французских ВВС. В годы Второй мировой войны истребители Р-47 состояли на вооружении ВВС пяти государств.

По количеству полученных «Тандерболтов» Советский Союз занимает четвертое место. Уильям Грин в своем фундаментальном труде «Warplanes of the Second World War» говорит о 203 отправленных из США в СССР «Тандерболтах» вариантов P-47D-22-RE и P-47D-27-RE, 196 самолетов, по данным Грина, дошло до получателя. Информация из архива Главного штаба ВВС Советской Армии отличается не сильно - 190 истребителей Р-47 получено в 1944 г. и пять - в 1945 г. Видимо, в советском архиве не учтен еще один самолет - P-47D-10-RE заводской номер 42-75202 купленный на собранные американскими сенаторами средства, этот самолет получил собственное имя «Knight of Pythias». Именно его испытывали в середине 1944 г. в НИИ ВВС и ЛИИ.

«Тандерболт» разочаровал советских летчиков-испытателей

17 июля 1943 года генерал Беляев попросил американцев предоставить несколько экземпляров нового истребителя P-47D для ознакомления. Самолет был интересен двумя особенностями: большой дальностью полета и хорошими высотными характеристиками. И в том и в другом отношении ему не имелось аналога среди наших машин.

В ответ на это обращение в сентябре 1943 года американцы выделили для ознакомления в Советском Союзе три истребителя P-47D-10. Эти машины специально дооборудовали радиополукомпасами, поскольку им предстоял дальний путь через Берингов пролив и Сибирь. Для перегонки «Тандерболтов» в Москву сформировали специальную группу из трех летчиков 1-й перегоночной дивизии: старших лейтенантов Д. Чуланова, И. Бурмистрова и капитана А. Бачкова. В ноябре группа начала переучивание в Фэрбенксе. Совершив более 20 учебных полетов, летчики в достаточной мере освоили Р-47, чтобы отправиться в путь.

16 ноября все три машины поднялись с аэродрома Лэдд-филд и взяли курс на Ном. Перелет задерживали сильные морозы. Из-за них «Тандерболтам» пришлось отклониться от основной трассы, шедшей через «полюс холода» — Оймякон, и пойти запасным маршрутом через Магадан, Николаевск-на-Амуре и Читу. Не обошлось без приключений. 15 февраля 1944 года самолеты прибыли в бухту Аян, в 800 км к югу от Магадана. Ночью началась подвижка льда, который ветер уносил в открытое море вместе с самолетами. Пилоты заняли места в кабинах и срочно взлетели. Успел подняться и самолет-лидер — С-47 Мазурука. Лишь 20 марта три Р-47 приземлились на Центральном аэродроме в Москве.

Два самолета в апреле-мае 1944 года прошли полный комплекс испытаний в НИИ ВВС и ЛИИ НКАП, а третий попал на изучение в ЦАГИ.

Р-47 оказался устойчив, хорошо вел себя на критических углах атаки, не проявляя большой склонности к срыву в штопор. Немалым плюсом стала простота пилотирования — он был вполне доступен среднему летчику военного времени. Кабина истребителя оказалась простой и удобной. Американские конструкторы весьма рационально скомпоновали приборы, оборудование, органы управления. Приборная доска выглядела куда богаче, чем на советских истребителях того времени. Самолет оснастили отличной радиостанцией. И, наконец, он располагал очень мощным вооружением (восемь стволов калибра 12,7 мм), а его бомбовая нагрузка достигала 1135 кг — больше, чем у нашего двухмоторного Пе-2.

Предыдущая Оглавление Следующая