Рис. 3 Классификация беспилотных авиационных систем
Доступность комплектующих и других компонентов для разработки и создания малых БЛА создала у многих разработчиков иллюзию простоты и легкости создания боевых БАС, выполняющих помимо функций наблюдения за полем боя еще и узкоспецифические: ударные, истребительные и другие. Создание БАС, обеспечивающих решение задач проникающей разведки (включая оперативную и стратегические глубины обороны противника), выполнение ударных и других функций, требует несоизмеримо более совершенной научно-производственной базы, а также возможностей проводить дорогостоящие и глубокие научные исследования по созданию научно-технических заделов на ближнюю и дальнюю перспективы.
Развитие БАС различного назначения невозможно без наличия научно обоснованной классификации таких систем. Существующая до настоящего времени система обозначений БЛА устарела, и ее использование создает путаницу в терминах и понятиях, не позволяет выделить признаки отличия одного ЛА от другого. Это предопределило трудности в определении заказчиками системных ниш в структуре вооружений.
СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Разработанная специалистами ОАО «Туполев» современная классификация БАС основана на обработке обширного фактического материала и результатах научных исследований. На рис.3 приведена структура и уровни классификации.
Приоритетность признака «уровень функциональной самостоятельности ЛА» позволяет учесть не только уровень технического совершенства БЛА, но и его место в системе оружия, в которую он интегрирован.
Дистанционно пилотируемый ЛА (ДПЛА) ЛА, непрерывное управление всеми функциями и устройствами которого осуществляется тем или иным способом с подвижного или неподвижного пункта управления. . Дистанционно управляемый ЛА (ДУЛА) - ЛА, непрерывное управление функциональным поведением которого осуществляется тем или иным способом с подвижного или неподвижного пункта управления.
Беспилотный автоматический ЛА (БПАЛА) ЛА, реализующий свое функциональное назначение в автоматическом режиме в соответствии с заложенными в его систему управления алгоритмом и программами функционирования.
Дистанционно управляемая авиационная система (ДУАС) ЛА, автономно реализующая свое функциональное предназначение путем формирования и выполнения внутренних динамических алгоритмов функционального поведения при эпизодическом вмешательстве оператора боевого управления для перенацеливания или постановки новой боевой задачи.
Функциональное поведение: под функциональным поведением следует понимать совокупность действий ЛА, обусловленных его функциональными степенями свободы и внутренними алгоритмами (если они есть), позволяющими формировать программу действий и выполнять ее для реализации своих функций.
На рис. 3 выделены БАС, которые были созданы ранее коллективом ОАО «Туполев» или над которыми сегодня ведутся работы.