Самоходная ПУ 5П85Д («дополнительная») отличается от 5П85С тем, что не комплектуется контейнером Ф3С и оснащается системой автономного электропитания 5С19А.
В ЗРК применяются ракеты 5В55Р, 5В55К, 5В55КД.
Время развертывания ЗРК и перевода из походного положения в боевое - 5 мин, то есть более чем на порядок уменьшено по сравнению с ЗРК С-75 и С-125. Все операции проводятся расчетами из кабины боевого управления и кабин машин ПУ, для связи единиц техники используются радиолинии. Кабельное подключение предусмотрено только между ПУ 5П85Д и контейнерами Ф3С, размещенными на ПУ 5П85С комплексов 5П85СД. При возможности подключаются системы внешнего электропитания.
Аппаратура РПН и стартового комплекса обеспечивает темп стрельбы 3...5 секунд. Одновременно может быть обстреляно до 6 целей 1 2 ракетами при наведении на одну цель до двух ракет. Предусмотрен режим стрельбы по наземным целям. Связь огневого дивизиона с КП системы (КПС) осуществляется через АМУ (антенно-мачтовое устройство) на шасси Ф20, а при удалении более, чем на 20 км в состав дивизиона вводится АМУ ФЛ-95 (ФЛ-95М, ФЛ-95МА, "Сосна") - телескопическая ферменная мачта высотой до 35 метров на шасси ЗИЛ-131Н.
С-300ПМ «ВОЛХОВ М-6М» (С-300ПМУ1)
В 1983 г. было принято правительственное решение о модернизации системы С-300ПС. За десятилетие создания ЗРК С-300ПТ и С-300ПС была создана новая элементная база, обеспечивающая возможность разработки практически новой системы С-300ПМ с высокой помехозащищенностью и лучшими боевыми характеристиками.
Мобильная система С-300ПМ (экспортный вариант - С-300ПМУ1) разработана НПО "Алмаз" под общим руководством генерального конструктора Б. Бункина. В 1986 г. после ухода В.Д. Синельникова на пенсию, А.А. Леманский стал главным конструктором С-300П и С-300ПМ. Наряду с новым вариантом ЗРК С-300ПМ разработаны средства управления системы - 83М6 (экспортный вариант - 83М6Е). Испытания С-300ПМ завершились в 1988 г., а в следующем году ее приняли на вооружение. Средства системы С-300ПМ серийно поставляются в войска с конца восьмидесятых - начала девяностых годов.
![]() |
![]() |
Пусковая установка 5П85С | Пусковая установка ЗРК 5П85Т |
Батарея ЗРК 90Ж6Е в составе радиолокатора подсвета и наведения 30Н6Е и группы ПУ может самостоятельно вести боевые действия. Очередность обстрела целей определяется автоматически. Разрешение на пуск дает командир ЗРК. Цели сопровождаются автоматически, но в сложной помеховой обстановке может быть использован ручной режим.
Командный пункт 30Н6Е в составе: антенного поста Ф1М (Ф1Е) и аппаратного контейнера Ф2М (Ф2Е) монтируются на шасси Ф20М (на базе МАЗ-543М).
Для повышения возможностей маловысотного поиска в состав ЗРК включена РЛС СТ-68У, разработанная и выпускавшаяся до распада СССР Запорожским НПО «Искра».
В ЗРК могут применяться ЗУР 48Н6Е, 5В55КД, 5В55Р, а с доработкой - 5В55К.
Ракета 48Н6Е разработана МКБ «Факел», серийно производится на ПО «Ленинградский Северный завод» и заводом «Авангард» (головной завод).
Ракета 48Н6Е и ее схема
1. Радиопеленгатор (визир) 2. Автопилот 3. Радиовзрыватель 4. Аппаратура радиоуправления 5. Источник электроэнергии 6. Предохранительно-исполнительный механизм 7. Боевая часть 8. Двигатель 9. Аэродинамический руль - элерон 10. Рулевой привод 11. Устройство раскрытия руля-элерона 12. Газовый руль-элерон