Подвоз бомб к самолетам
Изаксона сменил Путилов
С 1 мая 1942 г. бразды правления ОКО-22 принял от Изаксона другой сотрудник Петлякова — А.И. Путилов. Хотя Путилов значительное внимание уделил своим любимым конструкциям -высотным модификациям, он немало сделал и для усовершенствования серийных машин.
Эта работа началась с мелких переделок самолета. На 105-й серии заменили радиополукомпас РПК-2 (с рамкой в каплевидном обтекателе) на более современный РПК-10 (с открытой кольцевой рамкой обтекаемого сечения). Более существенным изменением было внедрение на заводе № 22 в июне 1942 г. новой верхней стрелковой установки ВУБ-1 (она же Б-270) конструкции И.И. Торопова. Ее стали монтировать на все самолеты, начиная со 110-й серии. Она представляла собой экранированную турель с пулеметом УБТ и непрерывным ленточным питанием. Вследствие того, что длинная пулеметная лента на 200 патронов частенько обрывалась при первых выстрелах из-за повышенного трения в рукаве питания, на серийных ВУБ-1 вместо пулемета УБТ в ряде случаев устанавливался пулемет УБК с пневмоперезарядкой и электроподтягом ленты.
Установка опиралась на чугунное кольцо с зубчаткой, прикрывалась подвижным башнеподобным экраном и теоретически обеспечивала существенно большие по сравнению с ФТ углы обстрела: влево — на 110°, вправо — 88° и вверх — 55°.
Новая турель обеспечила экипажу значительно более комфортабельные условия, чем примитивная ФТ, сделавшая кабину фактически полуоткрытой. Правда, позднее выяснилось, что в полете даже физически сильным стрелкам было трудно отклонить ствол пулемета вбок на угол более 45-50° из-за напора встречного потока воздуха. Спустя некоторое время на турель установили аэродинамический компенсатор в виде двух лепестков над экраном. Прототип турели впервые был установлен на опытном самолете Пе-2Ф, а затем эту огневую точку стали ставить на Пе-3бис завода № 39. В ходе испытаний Пе-3бис выяснилось, что установка типа ВУБ-1 снижает максимальную скорость "пешки" на 8-12 км/ч по сравнению с установкой ТСС-1 на серийных бомбардировщиках. Еще одним недостатком ВУБ-1 стала вынужденная переделка фонаря кабины. При установке новой турели пришлось убрать верхнюю часть усиленного шпангоута, выполнявшего функции противокапотажной рамы.
На Пе-2 до 110-й серии для оставления самолета штурман опускал обтекатель ТСС-1 в нижнее положение, а летчик сбрасывал аварийно среднюю часть фонаря, после чего оставалось лишь перевалиться через борт самолета, пролететь под стабилизатором и открыть парашют. Прыгать через нижний люк пилоты не любили — к нему было довольно трудно протиснуться на беспорядочно падающей машине, к тому же он частенько не сбрасывался аварийно. С установкой на Пе-2 подвижной турели ВУБ-1 ситуация существенно изменилась.
В апреле 1943 г. главный инженер 1-й воздушной армии полковник П.А. Невинный докладывал главному инженеру ВВС Красной Армии генералу А.К. Репину: "В воздушном бою 19 марта 1943 г. во 2-м бап был подбит истребителями FW 190 самолет Пе-2 (заводской № 8/137) с установкой ВУБ-1. Опросом установлено, что штурман отказался прыгать через нижний люк и перешел в кабину летчика. Аварийной ручкой сбросить колпак фонаря не удалось. Самолет в это время не управлялся и пикировал с углом 60-70°. Совместными усилиями летчика и штурмана удалось сбросить колпак, при этом летчика выбросило на экран ВУБ-1. Его ноги остались в кабине, а самого его прижало к экрану с такой силой, что он не мог выброситься. Тогда летчик открыл парашют, и его сдернуло с экрана. Штурман не смог выбраться из кабины и погиб... В этот же день при подобных обстоятельствах погибли летчик и штурман в 261-м бап". Тем не менее, при всех своих недостатках турель ВУБ-1 явилась существенным шагом в повышении обороноспособности Пе-2. Именно этот вариант "пешки" с установкой Торопова на Западе, да частенько и в России, ошибочно именуется "Пе-2ФТ", хотя очевидно, что никакого отношения к турели ФТ он не имеет.
По состоянию на 1 мая 1942 г. в частях имелось 303 бомбардировщика и 41 разведчик типа Пе-2 и Пе-3, что составляло около пятой части бомбардировщиков и разведчиков ВВС Красной Армии. Среди этого небольшого количества машин более сотни "пешек" требовали ремонта. Советскому командованию остро не хватало самолетов, способных бомбить врага днем в сложной воздушной обстановке. Ни штурмовики, ни истребители с бомбами были не в состоянии заменить Пе-2.
Пе-2 серии 110