Анализируя причины потерь этого и других соединений, командующий ВВС Красной Армии А.А. Новиков отмечал слабую подготовку экипажей Пе-2 к воздушным боям. Наиболее распространенной ошибкой командиров групп являлась попытка уйти от вражеского преследования на повышенной скорости. В результате строй растягивался, и врагу оказывалось легче атаковать отставшие самолеты, не создававшие сплошной огневой завесы. Кроме того, невысокой оказалась и точность бомбометания. Пе-2 действовали в одних и тех же боевых порядках, использовали в основном фугасные авиабомбы (предпочитая загружать ФАБ-100), несмотря на различный характер решаемых задач.
Многие недостатки в методике боевого применения бомбардировщиков были оперативно устранены. И хотя в упомянутом 1-м бак боевые потери в воздухе в августе увеличились до 45 машин (еще 9 бомбардировщиков составили небоевые потери и 5 погибли на аэродромах), однако количество боевых вылетов возросло до 2263, поэтому одна потерянная машина приходилась в среднем на 50 самолето-вылетов. При анализе этих данных следует учитывать общее изменение воздушной обстановки в районе Харькова в нашу пользу, в частности, переброску в августе эскадры JG 3 на Запад. В связи с этим основным противником для пикировщиков в это время стали вражеские зенитки.
Как видно, оснований для благодушия у Мясищева в момент "прихода к власти" в ОКО-22 не было. В августе 1943 г. он сформулировал обширную программу совершенствования боевых качеств пикировщика. Главный упор в этой программе был сделан на два основных направления: повышение скорости полета и увеличение бомбовой нагрузки. Владимир Михайлович отлично понимал, что для реализации программы необходимо иметь соответствующую техническую базу, притом не связанную с серийным выпуском. Отношения с директором завода № 22 Окуловым у Мясищева поначалу складывались трудно.
Пикировщики на аэродроме
Перед боевым вылетом
Причиной тому был и властный, требовательный характер"хозяина"завода, и груз взаимоотношений его с прежним главным конструктором А.И.Путиловым, который, надо сказать, не ладил с директором. И все же Мясищев (не без помощи Наркомата авиапромышленности) "выбил" у занимающегося только серийным выпуском директора Окулова два цеховых пролета, рабочих и станки специально для опытного производства. Интуиция подсказала новому главному конструктору, что выбор нужной модификации пикировщика надо делать из многих вариантов. Поэтому одновременно конструкторы повели работу над модификациями Пе-2Ас новой кабиной типа ФЗ, Пе-2Б с целым рядом аэродинамических усовершенствований, Пе-2В с измененным положением центроплана относительно фюзеляжа, Пе-4 и Пе-4А с моторами М-82Ф, Пе-2Д (Пе-6) с моторами М-107А. Впоследствии Мясищев занялся еще более глубокой переработкой Пе-2, создавая модификацию Пе-2И (ей будет посвящена отдельная глава).
В серийные Пе-2 после крупных изменений в августе 1943 г. опять стали вносить усовершенствования: с 249-й серии зимой разжижали масло бензином, а на 265-й серии сменили радиостанцию РСБ-бис на РСБ-3бис, улучшив антенно-фидерную систему и резко увеличив дальность радиосвязи.
Взлет группы пикирующих бомбардировщиков