YH-16 в полет
YH-16А с измененным хвостовым оперением
Летные испытания сопровождались шумной рекламной кампанией. Казалось, что машина удалась. К программе летных испытаний вскоре подключились пилоты ВВС. Полеты выполнялись на авиабазе Эдвардс. В феврале 1954 г. в полете у одного из несущих винтов вертолета оторвалось лопасть. Машина благополучно приземлилась, однако летные испытания были приостановлены на четыре месяца. В одном из полетов августа 1955 г. на расстоянии 25 км от аэродрома испытательного центра отказал один двигатель. Вертолет долетел до базы и опять удачно приземлился. Проблемы, выявленные в ходе летных испытаний, касались высокого уровня вибраций и неустойчивости машины в поступательном полете. Насколько сильна оказалась последняя "болезнь", можно проследить по эволюции хвостового оперения. На первых снимках, датированных 1953-м, годом пилон хвостового винта чистый. В начале 1955 г. в верхней части пилоны появился свободнонесущий стабилизатор. Ближе к осени того же года корму YH-16A украсило хитроумное сооружение, аналогом которого вполне может служить павлиний хвост.
В декабре 1955 г. начались летные испытания "турбинного" YH-16A, оснащенного двумя ГТД Аллисон YT-38A-3 мощностью по 2650 л.с. В декабре 1955 г. при выполнении скоростной площадки старший летчик-испытатель фирмы Гарольд Петерсон установил неофициальный мировой рекорд скорости полета - 166 миль/ч. Петерсон отмечал, что поведение "Транспортера" в полете скорее схоже с поведением транспортного самолета, нежели вертолета. Свидетелем рекордного полета стал находившийся "за пассажира" генерал-майор армейской авиации Гамильтон Хоуз. Генерал оценил вибрацию геликоптера на режиме висения как "величайшую", но при поступательном полете признал уровень вибраций "приемлемым".
В январе 1956 г. YH-16A разбился в испытательном полете, после чего программа была аннулирована.
YH-16A
Диаметр несущих винтов, м | 25,0 |
Длина с вращающимися винтами, м | 40,8 м |
Масса нормальная взлетная, кг | 14 500 |
Потолок практический, м | 5500 |
БЕЛЛ HSL-1
Вертолет HSL-1 - явление во многом уникальное. Единственный вертолет продольной схемы, спроектированный и доведенный до стадии серийного производства фирмой Белл. Впервые в истории американского вертолетостроения одновременно были заключены контракты на полномасштабное проектирование и серийное производство. Наконец HSL-1 стал первым в мире вертолетом, который изначально проектировался как противолодочный.
Вертолет Белл HSL-1
ВМС США выдали технические требования к противолодочному вертолету корабельного базирования в 1950 г. Конкурс проектов выиграла фирма Белл Эйркрафт Корпорейшн. Угроза от советского подводного флота представлялась американским адмирал столь огромной, а флот США столь беззащитным, что разработку вертолета и подготовку серийного производства решили вести одновременно.
Схема вертолета HSL-1