В начале июля 2004 г. «Маринер» принял участие в демонстрационных полетах у южного побережья Аляски, выполненных в интересах Береговой охраны США. Для этих полетов аппарат был оснащен автоматической системой опознавания AIS и тепловизором. С их помощью он в реальном масштабе времени вел обнаружение надводных целей в прибрежных водах и передавал информацию на наземный пункт. Всего было выполнено три полета продолжительностью по 12 ч.
Первый полет начался 8 июля. «Маринер» вылетел из Эль-Миража и взял курс на север. Ему предстояло пролететь более 3860 км. Полет проходил на высоте 13700 м.
Конечной целью маршрута был г. Кинг-Селмон на южном побережье Аляски. Во время всего полета с «Маринером» постоянно поддерживали связь американские и канадские диспетчеры. Сразу после взлета полный контроль над БПЛА взяло на себя центральное командование Береговой охраны штата Аляска (г. Джуно), задействовав спутниковый канал связи. При подлете к Аляске контроль за «Маринером» перешел к операторам фирмы GA-ASI, размещенным в Кинг-Селмоне. Во время полета с борта аппарата передавались в реальном масштабе времени видеоизображения операторам Береговой охраны, а также в Вашингтон высшему руководству Береговой охраны. Второй полет выполнялся в районе островов у южных берегов Аляски, а во время третьего полета «беспилотник» в последний раз обследовал заданный район, а потом взял курс в направлении восточного побережья Канады.
В течение августа 2004 г. «Маринер» по просьбе канадского правительства выполнил несколько полетов продолжительностью 28 - 30 ч у побережья полуострова Лабрадор и провинции Новая Шотландия, над арктическими районами Канады и заливом Святого Лаврентия. Управление аппаратом осуществлялось с командного центра в Оттаве. В одном из полетов «Маринер» впервые в истории беспилотных летательных аппаратов достиг северной широты 65° 30'. Полеты выполнялись с авиабазы в Гуз-Бее (о. Ньюфаундленд). Проходили они на высотах от 4900 до 13100 м. 30 августа «Маринер» вернулся в Эль-Мираж.
За счет большего запаса топлива «Маринер» сможет совершать беспосадочные перелеты на расстояние более 15400 км или свыше 24 ч находиться в заданном районе на расстоянии 3700 км от места базирования. Аппарат имеет максимальную взлетную массу 4765 кг. Он может нести целевую нагрузку массой 522 кг (включая РЛС «Сивью», весящую 136 кг), а также различные грузы, в том числе вооружение, массой по 454 кг под каждой консолью крыла.
Завершая рассказ о «Предейторе», отметим, что фирме GA-ASI удалось в течение 10 лет разработать и передать в эксплуатацию один из самых удачных в мире оперативно-тактических беспилотных аппаратов. На его основе созданы или создаются новые варианты, способные не только вести разведку и наблюдение, но и бороться с наземными и надводными целями, а также заниматься исследованиями атмосферы Земли. Фирма GA-ASI заявляет, что планирует разработку новых моделей «Предейтора».
В заключение приведем две таблицы. В одной приводятся сравнительные характеристики БПЛА семейства «Предейтор», а в другой - хронология финансирования производства предсерийных и серийных аппаратов (по состоянию на март 2001 г., более поздние сведения пока отсутствуют):
RQ-1K «Предейтор» |
RQ-1L «Предейтор» |
MQ-1 «Предейтор» |
MQ-9 «Предейтор» В |
«Альтаир» |
«Маринер» |
|
Длина, м |
8,13 |
8,13 |
8,13 |
10,98 |
10,98 |
10,98 |
Высота, м |
2,21 |
2,21 |
2,21 |
3,56 |
3,56 |
3,56 |
Размах крыла, м |
14,85 |
14,85 |
14,85 |
20,12 |
26,21 |
26,21 |
Площадь крыла, м2 |
11,45 |
11,45 |
11,45 |
|||
Силовая установка |
пд Ротакс 912UL |
пд Ротакс 914UL |
ПД Ротакс 914F' |
твд Ханиуэлл ТРЕ331-10Т |
ТВД Ханиуэлл ТРЕ331-10Т |
твд Ханиуэлл ТРЕ331-10Т |
Взлетная мощность, л.с. |
80 |
113 |
113 |
776 |
776 |
900 |
Масса пустого, кг |
513 |
431 |
||||
Максимальная взлетная масса, кг |
1020 |
1035 |
1020 |
4536 |
3175 |
4765 |
Масса целевой нагрузки, кг |
204 |
204 |
204 |
360 |
360 |
360 |
Боевая нагрузка, кг |
1360 |
1360 |
||||
Запас топлива, л |
378 |
378 |
378 |
|||
Максимальная масса топлива, кг |
1815 |
|||||
Максимальная скорость полета, км/ч |
217 |
222 |
430 |
430 |
460 |
|
Скорость полета во время патрулирования, км/ч |
130 |
128 |
275 |
|||
Эксплуатационный потолок, м |
7620 |
7900 |
7620 |
15250 |
15860 |
15860 |
Потребная длина ВПП, м |
610 |
610 |
||||
Дальность полета, км |
3700 |
5500 |
5500 |
|||
Радиус действия, км |
715 |
715 |
740 |
|||
Продолжительность полета в районе патрулирования, ч |
16-20 |
16 |
24 |
32 |
||
Максимальная продолжительность полета, ч |
40 |
40 |
40 |
>30 |
>30 |
50 |
Дата выдачи контракта |
Тип контракта |
Стоимость контракта, млн. долл. |
Число заказанных БПЛА |
Число заказанных наземных пунктов управления |
Янв.1994г. |
Предсерийный |
31,7 |
10 |
3 |
Дек. 1995 г. |
-«- |
3,6 |
2 |
|
Июль 1996 г |
-«- (N00019-96-C-0121) |
36,2 |
9 |
4 |
Янв.1997 г. |
-«- |
13,6 |
4 |
1 |
Май 1997 г. |
-«- (N00019-97-C-0070) |
17 |
6 |
|
Авг.. 1997 г. |
Серийный (N00019-97-C-0106) |
25,5 |
8 |
2 |
Март 1998 г. |
Серийный (N00019-98-C-0072) |
71,6 |
18 |
2 |
Июль 1998 г. |
-«- |
62,5 |
18* |
2 |
Авг.. 1999 г. |
-«- (F33657-99-C-3045) |
47 |
7 |
1 |
Дек. 1999 г. |
-«- N00019-95-G-0197) |
49,4 |
12 |
1 |
Март 2001 г |
-«- |
39 |
7 |
* - Из них 16 для ВВС и два - для ВМС для оценочных испытаний