Михаил НИКОЛЬСКИЙ
Впервые в этом году основным местом проведения дня Воздушного флота стал аэродром на Чкаловской. Были сомнения в возможности проведения показательных полетов вообще - сказывалось эхо львовской трагедии. Так, запланированный фестиваль пилотажных групп "Открытое небо" в Домодедово оказался сорванным. Но отмечать 90-летие военно-воздушных сил России без полетов? Бред! "Земля не может, не может не вращаться, пилот не может, не может не летать..."
Командование ВВС и лично главнокомандующий генерал-полковник Владимир Михайлов не побоялись ответственности, разрешив полеты. Пилотажники не ударили в грязь лицом, а праздник на Чкаловском аэродроме удался.
Возможно, народу на военную базу пришло меньше, чем бывало некогда в Тушино (хотя 20 000 человек - тоже не мало). Зато в Чкаловской напрочь отсутствовали люди из разряда "вааще пасматреть". Наверное, никогда еще не собиралось вместе столько офицеров, ветеранов ВВС, работников авиапромышленности, членов их семей. А сколько было детворы. Здесь были люди, пришедшие на СВОЙ праздник. В Чкаловской был настоящий день ВВС. И не единожды рев двигателей заглушали аплодисменты многотысячной толпы.
Наземная экспозиция выглядела не так уж и скромно: "Руслан", Ил-76, Ан-72, МиГ-29, Су-25, Су-27, Су-24 и МиГ-31 плюс пара Ми-8, а также зенитный ракетный комплекс С-300. Но главные события развернулись в небе.
Праздник открыли парашютисты. Групповые прыжки стали достойной прелюдией к полетам. Затем, прямо перед зрителями взлетели "Альбатросы" группы "Русь". L-39 - не самый лучший самолет для выполнения фигур высшего пилотажа. Так ведь не место красит человека, а человек - место. Помимо демонстрации исключительного летного мастерства, выступление "русичей" всегда несет элемент яркого шоу - цветные дымы, эффектные проходы. Спираль одиночного "Альбатроса" вокруг общего строя чего стоит! Апофеозом выступления стало нарисованное дымами в небе сердце. Сердце пронзил стрелой одиночный L-39.
Парашют - хорошо, "Альбатрос" - замечательно, но Су-27 лучше! Появление в небе пары "Витязей" аэродром встретил аплодисментами. Игорь Ткаченко и Дмитрий Хачковский полностью "выключили" зрителей из мира реальности, буквально погрузив их в стихию неба. За полетом "витязей" наблюдали люди в авиации искушенные - летчики, техники, инженеры. Многие не понаслышке знают, насколько сложно летать в плотном строю. Неудивительно, что когда "сушки" синхронно открутили бочки (при дистанции между самолетами в 5-6 м), аплодисменты перекрыли рев турбин.
За парным пилотажем последовал встречный. Ранее подобное проделывали перед массой зрителей лишь летчики-испытатели Анатолий Квочур и Владимир Логиновский. Выступление завершила посадка прямо на полосу аэродрома Чкаловского аэродрома Су-27УБ. Игорь Ткаченко подрулил прямо к зрителям. Восторгу многочисленной детворы не было предела. Между тем в небе появились "Стрижи".
Ведомая Николаем Дятлом группа МиГов быстро заставила забыть и про "Русь", и про "Витязей". Нет, нельзя сказать, что "Стрижи" летали лучше. Просто когда в небе асы, в небо надо смотреть, а не ворошить в памяти былые полеты, пусть даже и 15-минутной давности. Все так и делали - смотрели в небо. Фигуры чередовались фигурами, групповой пилотаж сменился сольным. Затем - опять группа. Венец - ставшее уже знаменитым расхождение тюльпаном. Точно так же как и Су-27, к зрителям после посадки подрулил один из "Стрижей" - МиГ-29УБ.
Всего три группы летали над Чкаловской. Это много и мало. Много - могло ведь не быть ни одной! Мало - потому как красивых полетов всегда мало.
Спасибо летчикам, подарившим праздник, спасибо главкому ВВС, который не побоялся взять на себя личную ответственность за безопасность полетов. В Домодедово такого человека, видимо, не нашлось...