Предыдущая Оглавление Следующая

SovKRBD111.jpg

Подвеска КСР-5 под ракетоносец

SovKRBD112.jpg SovKRBD113.jpg

Ракеты КСР-5 и КСР-11 под крылом Ту-16К-26

Заправленная токсичными компонентами ракета представляла серьезную опасность при различных инцидентах. На снимке учения по устранению последствий аварии при транспортировке ракеты

Поскольку производство Ту-16 завершилось еще в конце 1963 года, все носители под комплекс К-26 переоборудовались из уже находившихся в строю самолетов. Многие из машин при этом уже прослужили по 12-15 лет, однако, оснащение их новым эффективным ракетным комплексом наряду с рядом других доработок по оборудованию, системам и средствам РЭБ позволило существенно продлить срок эксплуатации. 15 бывших морских самолетов - спасателей и носителей «Кометы», ранее прошедших переделку под комплекс К-11-16, были переоборудованы по образцу Ту-16К-26 (внешне они выделялись наличием заклепанного люка кабины оператора и РЛС в створках грузоотсека).

Доработанные 125 ракетоносцев Ту-16КСР-2-11 получили наименование Ту-16КСР-2-5-11 (их отличием были цельные створки грузоотсека без следов зашитых люков). Еще 110 машин Ту-16КСР-2А после переделки именовались Ту-16КСР-2-5, не имея станции «Рица», но сохранив носовую пушечную установку; другой их внешней приметой стала «пилотка» станции «Роговица» на фонаре кабины летчиков, а позднее машины этого типа получили и станции РЭБ из комплекта «Сирень». Поскольку к этому времени упования на исключительность ракетного оружия несколько поутихли, вновь возникла заинтересованность в универсальном, простом и надежном бомбовом вооружении. Соответственно, в ходе доработок по программе К-26 на самолетах восстанавливались бомбодержатели, арматура управления и прицелы (если эти меры не были осуществлены ранее). Морские ракетоносцы, переоборудованные из машин Ту-16К-10, именовались соответственно Ту-16К-10-26, -К-10-26П, -К-10-26Б.

Комплекс К-26 поступил на вооружение многих частей ДА и АВМФ, однако оснащение им изрядно затянулось, и отнюдь не из-за проблем технического характера - объем и уровень доработок под К-26 был слишком значителен для осуществления на месте силами полковых ИАС и командируемых бригад заводов, и комплексное переоборудование выполнялось на базе и без того загруженных авиаремонтных предприятий Минобороны. Модернизация с радикальным обновлением аппаратуры и многочисленного оборудования требовала полной расстыковки самолета, замены массы блоков, пультов, крепежей, электроарматуры и прокладки многокилометровых электрожгутов с параллельным проведением собственно ремонтных работ по обновлению самолетных агрегатов, продлением ресурса и выполнением многочисленных бюллетеней и указаний инженерной службы ВВС.

В итоге доработка сотен ракетоносцев с их комплексным переоборудованием при перевооружении почти двух десятков авиаполков растянулась на несколько лет. Так, 52-й ТБАП из Шайковки, в числе первых в составе ДА освоивший Ту-16 и ракетный комплекс К-16, отметившийся отличными результатами в боевой подготовке и участием в воздушных парадах, получил машины с К-26 только в 1973 году - без малого пятью годами спустя их принятия на вооружение. Освоение К-26 шло без особых проблем, чему немало способствовала преемственность с К-16. Для отработки методики применения КСР-5 на ракетоносцах использовались специальные гондолы с аппаратурой, выполненные в габаритах боевых ракет, однако без крыла и оперения. Учебные изделия, комплектовавшиеся всем необходимым оборудованием, включая систему наддува и охлаждения блоков, подвешивались под самолет и позволяли экипажу освоить предпусковую подготовку, контрольные операции и осуществить тактический пуск (без сброса самого изделия). В учебных полетах и при пусках боевых ракет Ту-16 обычно ограничивались подвеской под крылом одной КСР-5.

Предыдущая Оглавление Следующая