![]() |
![]() |
Результат попадания 45-мм снаряда пушки НС-45 в картер мотора М-35 | Результат попадания 37-мм снаряда пушки НС-37 в крыло Ju87 |
Загрузка бомб в контейнер малогабаритных боеприпасов для Ил-2
Пытаясь спасти новый штурмовик и саму идею противотанкового самолета, Ильюшин, Коккинаки и Кузнецов в письме на имя наркома авиапромышленности Шахурина от 08.12.1943 г. внесли предложение о немедленной передаче всех выпущенных Ил-2 с НС-37 в действующие части (а это примерно 1175 штук), сформировав на их основе специальные противотанковые авиаполки, которые включались ("по одному третьему полку") в состав штурмовых авиадивизий ВВС КА. Однако ничего из этого не получилось...
В связи с отказом от использования пушек НС-37 на Ил-2 не получили развития работы по установке на штурмовик авиапушек калибра 45-мм - НС-45 и Ш-45.
Не был проявлен интерес и к модернизированным пушкам НС-37М и НС-45М, имевшим существенно меньшую силу отдачи при стрельбе за счет установки мощного дульного тормоза. Дульный тормоз НС-45М поглощал до 85% энергии отдачи пушки, а НС-37М - до 40%.
Надо признать, что такое, скажем, невнимательное отношение командования ВВС КА к боевым свойствам пушек Ш-37, НС-37М и НС-45М является грубейшей ошибкой, не позволившей в течение войны обеспечить необходимые противотанковые свойства советской авиации...
Основным же средством борьбы с немецкими танками в этот период войны стала противотанковая авиационная бомба кумулятивного действия весом 1,5 кг в габаритах стоящей на вооружении ВВС КА авиабомбы массой 2,5 кг - ПТАБ-2,5-1,5.
В бомбовую зарядку самолета Ил-2 входило до 280 авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 в 4-х кассетах мелких бомб (по 72 бомбы в центральные и по 68 в крайние отсеки).
При сбрасывании ПТАБ с высоты 200 м с горизонтального полета при скорости полета 340-360 км/ч одна бомба попадала в площадь, равную в среднем 15 м2, при этом, в зависимости от бомбовой загрузки, общая область разрывов занимала полосу 15х(260-280) м, что обеспечивало довольно высокую вероятность поражения находящегося в этой полосе любого танка вермахта. Дело в том, что площадь, занимаемая одним танком, составляла величину порядка 20-22 м2, а попадание хотя бы одной бомбы в танк было вполне достаточным для вывода его из строя, в большинстве случаев безвозвратно. Расчеты показывают, что вероятность поражения одиночного танка в этом случае получалась равной 0,10-0,12.
По сравнению с предыдущими годами войны устойчивость обороны немецких войск на Восточном фронте с лета 1943 г. была серьезно повышена, главным образом, за счет сильного насыщения обороны фортификационными сооружениями (полевого и железобетонного типа), резкого увеличения глубины оперативного построения войск (в 3-4 раза) и плотности построения войск на 1 км фронта: по пехоте - в 2 раза, по орудиям и минометам - в 6-10 раз, по танкам и САУ - в 8-10 раз, по огневым средствам ПВО - в 2-2,5 раза.
С особенно сильной обороной вермахта войскам Красной Армии пришлось столкнуться 1944-45 гг. при проведении Севастопольской, Выборгской, 1-й и 2-й Восточно-Прусских, Кенигбергской и Берлинской наступательных операций.
Немецкие укрепленные районы (УР) представляли собой довольно трудноуязвимую для авиации цель вследствие большой насыщенности средствами ПВО, малых размеров и высокой прочности долговременных железобетонных оборонительных сооружений.
Укрепленные районы, как правило, состояли из полосы обеспечения (или предполья), главной полосы и 2-х оборонительных полос (вторая и тыловая).
Полоса обеспечения, глубиной обычно до 10-15 км, имела как естественные, так и искусственные препятствия (надолбы, ежи, завалы, минные поля и т.д.), усиленные ДОТами и ДЗОТами, и, кроме этого, содержала передовые позиции сухопутных войск.