Предыдущая Оглавление Следующая

Однако оказалось, что вся оснастка и оборудование, необходимые для серийного производства Hsl23, уже были разобраны и уничтожены.

Интересно отметить, что и советские И-153 и И-15бис, также имевшие моторы воздушного охлаждения и обладавшие высокой маневренностью на низких высотах, несмотря на смешанную конструкцию, показывали приличную боевую живучесть, которая в 1941-43 гг. в среднем составила 57 самолето-вылетов на один потерянный в бою самолет.

Надо сказать, фон Рихтгофен не был первым, кто пришел к выводу о целесообразности использования в боевом составе авиации специального самолета, способного одинаково хорошо бомбить с пикирования и штурмовать цели непосредственно на поле боя.

В мае 1940 г. советский авиаконструктор С.А. Кочеригин предложил и затем строил многоцелевой бронированный пикировщик-штурмовик ОПБ с мотором М-90 (позже с М-89 и АМ-37), полностью отвечавший требованиям немецкого генерала к самолету поля боя и превосходивший по всему комплексу летно-боевых показателей немецкий Hsl23.

Вооружение ОПБ в варианте с мотором АМ-37 состояло из двух синхронных 12,7 мм пулеметов БС (боекомплект 400 патронов) и двух пулеметов ШКАС (боекомплект 1500 патронов). В перегрузку под крылом могли размещаться две пушки калибра 20-23 мм. Предусматривалось использование трех бомбодержателей (два под крылом и один в фюзеляжном бомбоотсеке), которые обеспечивали бомбометание с пикирования. В фюзеляжном бомбоотсеке на параллелограмме могла подвешиваться одна из бомб следующего типа: ФАБ-500, БРАБ-500, ФАБ-250, БРАБ-200, БЕТАБ-150. Подкрыльевые держатели обеспечивали подвеску авиабомб калибра 100 и 250 кг. Предусматривалась возможность установки ракетных орудий РО-82.

Максимальная скорость полета машины по проекту у земли 462 км/ч, на высоте 7000 м - 580 км/ч. Время набора высоты 5000 м - 6,8 минут. Дальность полета - 960 км (с дополнительным бензобаком 1560 км).

Анализируя боевые возможности ОПБ, можно с уверенностью сказать, что кочеригинский пикировщик-штурмовик имел все шансы стать оптимальным самолетом поля боя применительно к условиям боев 2-й Мировой войны как боевая машина, сочетающая в себе качества пикирующего бомбардировщика и самолета-штурмовика - точность бомбовых ударов и способность "утюжить" позиции противника под интенсивным огнем средств ПВО. Самолет довольно хорошо отвечал требованиям, предъявляемым к авиации при решении боевых задач как в глубокой наступательной, так и в глубокоэшелонированной оборонительной операциях.

Остается только сожалеть, что такая интересная и нужная для ВВС и Красной Армии машина не была реализована.

Надо сказать, С.А. Кочеригин, пожалуй, был первым, кто четко придерживался концепции использования в качестве самолета поля боя истребителя-бомбардировщика и истребителя-штурмовика. Под его руководством в 1939 г. был разработан проект скоростного многоцелевого штурмовика ОБШ (ОКБ-3), который по своим данным был очень близок к требованиям концепции Купфера, особенно при использовании моторов М-82 и М-82ИР.

Расчеты показывают, что при использовании моторов М-82 или М-82ИР кочеригинский ОБШ с усиленным бронированием и вооружением (две пушки ВЯ-23, 200 кг) вполне мог составить серьезную конкуренцию ильюшинскому штурмовику Ил-2 АМ-38, превосходя последний практически по всем летно-техническим и боевым характеристикам и имея при этом более живучий в бою мотор.

При полетной массе 3800 кг максимальная скорость ОБШ М-82 (М-82ИР) у земли составляла - 431 (479 - на форсаже) км/ч, а на высоте 2000 (2600) м - 501 (510 - на форсаже) км/ч. Высоту 2000 м ОБШ М-82 набирал бы в 1,5 раза быстрее, чем Ил-2 АМ-38. Взлетно-посадочные свойства машины также ожидались лучше.

К марту 1943 г. большая часть эскадрилий Sch.G.1 получила Fw190F-l и F-2. Все оставшиеся и все вновь прибывшие на пополнение Hs129B были распределены между 4-й и 8-й эскадрильями, штат которых был увеличен с 12 до 16 машин. Hs123 продолжали оставаться на вооружении 7-й эскадрильи.

Эскадрильи второй эскадры непосредственной поддержки войск Sch.G.2, сформированной в ноябре 1942 г., имели примерно такой же состав боевых сил: на вооружении 4.(Pz.) /Sch.G.2 и 8. (Pz.) /Sch.G.2 стояли бронированные "хеншели", и остальных эскадрилий - штурмовые "фокке-вульфы".

На вооружение эскадр пикирующих бомбардировщиков стали поступать "юнкерсы", приспособленные для нанесения бомбоштурмовых ударов с малых высот.

В конце 42-го появляется штурмовая модификация Ju87D-3, в начале 43-го - Ju87D-5. Штурмовики имели довольно слабое наступательное (2 пулемета калибра 7,92 мм MG17 у D-3, и 2 пушки MG151/20 у D-5) вооружение. Действуя в качестве штурмовиков, "юнкерсы" чаще всего использовали деревянные контейнеры на 92 осколочные 2-кг авиабомбы типа SC2, которые были малоэффективными по защищенным целям. Кроме них применялись авиабомбы и большего калибра: 500 и 250 кг.

Бронирование Ju-87D оставляло желать лучшего. Летчик защищался сзади вертикальной бронеплитой толщиной 8 мм, с боков, снизу и спереди - 4-мм броней. Сиденье выполнялось из 4-мм брони, заголовник - из 10-мм брони. В пересчете на советскую броню АБ-1 указанные бронелисты были эквивалентны советской броне толщиной - 5,3 мм, 2,7 мм, 6,7 мм.

Козырек фонаря кабины выполнялся из бронестекла толщиной 60 мм, что в пересчете на советское бронестекло было эквивалентно броне толщиной около 43 мм.

Позади мотора по бокам фюзеляжа устанавливались две фигурные 5-мм бронеплиты (АБ-1 - 3,3 мм), между которыми в полу кабины находилось небольших размеров окно для наблюдения вниз из кабины летчика, которое, однако, полностью закрывалось бомбой при подвеске ее под фюзеляжем. Эти бронеплиты частично защищали летчика и маслобак.

Бронезащита воздушного стрелка была еще хуже и включала вертикальную бронеплиту толщиной 8 мм с 5-мм боковинками (АБ-1 - 5,3 мм и 3,3 мм, соответственно), бронированный 5-мм пол (АБ-1 - 3,3 мм) и выпуклый бронеколпак, состоящий из двух симметричных боковых 8-мм бронеплит (АБ-1 -5,3 мм) и верхней 5-мм бронеплиты (АБ-1 - 3,3 мм), вмонтированных в потолок экранированной полутурели.

Водорадиаторы защищались сверху и снизу 4-мм плоскими бронелистами (АБ-1 - 2,7 мм), а спереди и сзади - бронестворками, также толщиной 4 мм (АБ-1 - 2,7 мм). Маслорадиаторы прикрывались броней только снизу - вмонтированной в нижнюю крышку капота 4-мм бронеплитой (АБ-1 - 2,7 мм).

Водопроводы на всем пути от мотора к радиатору защищались спереди вертикальными 5-мм бронеплитами (АБ-1 - 3,3 мм), установленными в передней кромке центроплана, вертикальными 5-мм бронеплитами (АБ-1 - 3,3 мм), расположенными в центроплане в месте отъема крыла, и далее тремя горизонтальными 5-мм бронелистами (АБ-1 - 3,3 мм) под трубопроводом.

Центропланные бензобаки прикрывались от стрелкового огня и осколков зенитных снарядов 5-мм бронеплитами (АБ-1 - 3,3 мм), установленными спереди и с внешнебортовой стороны баков.

Общий вес брони на "восемьдесят седьмом" - около 200 кг (по данным НИИ ВВС КА).

Анализ схемы бронирования "юнкерса" показывает, что попытка немецких конструкторов обеспечить как можно большую, по сравнению с другими самолетами люфтваффе, угловую защищенность экипажа пикировщика-штурмовика в задней полусфере успехом все же не увенчалась. Схема бронирования машины не соответствовала условиям воздушных боев того периода.

Вертикальная 8-мм бронеплита стрелка, так же как и 8-мм бронестенка летчика, в типовых условиях боев "не держали" 20-мм бронебойные снаряды к советской пушке ШВАК, не говоря уже о снарядах к пушке ВЯ-23 и бронебойных 12,7-мм пулях к пулемету УБ.

Предыдущая Оглавление Следующая