5 марта специальная комиссия обследовала все ТБ-3Р, сданные, но еще не отправленные с завода. Из 27 осмотренных повреждения нашли на 16. УВВС запретило полеты во всех трех бригадах, успевших получить новую технику — в Кречевицах, Едрово и на базе академии. Приостановили приемку самолетов на заводе и перегонку в части уже сданных.
К ответу призвали ЦАГИ. Прибывшему на завод В.М. Петлякову пришлось признать ошибочным расчет на прочность узлов вертикального оперения. Оперение усилили. Начали доукомплектовывать другие находившиеся на заводе бомбардировщики. Но ни один из них не удовлетворял жестким требованиям военной приемки. Старший военпред завода писал в Управление ВВС: «Безобразное качество радиаторов на всех самолетах — массовая их течь; трещины в ступицах воздушных винтов, поломка хвостовой части фюзеляжей...; скверная окраска и коррозирование самолетов; трещины в узлах моторам...». Кончилось тем, что за первое полугодие завод №22 вообще не сдал ни одного ТБ-3. Предчувствуя провал, нарком Орджоникидзе еще в марте 1935 г. настаивал на сокращении плана: 52 самолета с моторами М-34РН вместо 130 и 23 с М-34Р вместо 50. С последним УВВС согласилось.
Бомбардировщики вновь пошли в войска. Но неприятности с хвостовым колесом на этом не кончились. В ноябре 1935 г. из 9-й тбаб (Сеща) сообщали, что у двух ТБ-3Р развалился узел крепления амортизатора колеса, а на семи там же нашли трещины, на шести — деформации. Поломки стойки костыльного колеса и конструктивно увязанного с ней 15-го шпангоута массово встречались и в 1936 г.
Но вернемся в 35-й. В ходе освоения ТБ-3Р выявились также трещины моторам и растрескивание втулок винтов, течи радиаторов, быстрое поражение обшивки коррозией, смятие дисков колес, поломки качалок элеронов. В результате этого «букета» дефектов зимняя и частично летняя учеба в авиачастях была сорвана — не столько летали, сколько чинили. Недремлющие работники НКВД докладывали: «...Конструкция самолета ТБ-3 М-34Р была явно недоработана и, кроме того, в производстве на заводе №22 — выполнена явно небрежно» (донесение было датировано 2 июля).
Все это лихорадило и ВВС, и завод, постоянно что-то переделывавший на ухе готовых самолетах. В результате к 10 мая 1935 г. предприятие отставало от плана уже на 23 ТБ-3Р. Самолеты получались дорогими — каждый обходился более чем в четверть миллиона.
ТБ-3 4М-34Р. Госиспытания, декабрь 1933 г.
Кормовая турель самолета ТБ-3 4М-34Р №2220.