Оглавление

TB-3138.jpg

ТБ-3 в парадном строю над Москвой

УВВС пришло также к выводу, что применение плотного строя и колонн невыгодно — они легко поражаются зенитной артиллерией и бомбометанием с воздуха, связаны в маневрировании. Решили перейти на подход к цели отдельными эскадрильями ломаными маршрутами — именно эту тактику успешно стала применять Авиация дальнего действия во второй половине Великой Отечественной войны.

Вторым неприятным уроком, полученным на этих учениях, стала низкая реальная боеготовность частей. Во всех соединениях, привлеченных на маневры, имелось в общей сложности 438 ТБ-3, в воздух же реально смогли подняться только 277.

О состоянии материальной части мог сказать и трагический случай, произошедший в Москве на традиционном параде 7 ноября. В тот день над городом пролетели 117 ТБ-3. У одного из них при пролете над Большой Дмитровкой рассыпался мотор. Самолет дотянул до заводской площадки в Подлипках, а вот детали двигателя, рухнувшие на толпу демонстрантов и просто зрителей, убили четверых и ранили еще шесть человек.

Новый удар по боеспособности тяжелобомбардировочной авиации нанесли массовые репрессии 1937 г. ВВС лишились большого количества квалифицированных кадров, причем, в первую очередь, среди командного состава. Во многих бригадах почти тотально «повыбили» все руководство. Вот что вскрыла проверка состояния 2-й тбаб в январе 1938 г. Комбрига Ярышкина взяли в октябре 1937 г., объявив его «врагом народа». За месяц до этого арестовали начальника политотдела (как «провокатора»), начальника снабжения и инженера бригады (последнего, немца по национальности, определили в «шпионы»). В ноябре НКВД увезло еще трех штабных работников. Начальник штаба «висел на волоске», обложенный доносами — разве можно было доверять дворянину, бывшему офицеру царской армии. Долго таскали на допросы бригадного врача. Бдительные чекисты не верили, что сын сторожа мог до революции получить диплом. В итоге всей этой чистки, во главе бригады оказался майор, который до этого недолго командовал эскадрильей.

Такое же положение сложилось во многих других соединениях. Так, в 1-й тбаб за полгода арестовали более двух десятков только штабных работников — от комбрига до делопроизводителя продовольственного склада. Циммерманы и Голлербахи шли по разряду «шпионы» (правда, к ним почему-то причислили и флаг-штурмана Борзенко), а все остальные — «враги народа» и «вредители».

Во второй половине 30-х годов ТБ-3 уже устарел, а заменить его оказалось нечем. Самолет ДБ-А В.Ф. Болховитинова, являвшийся еще одной попыткой модернизации ТБ-3, успеха не имел. Создававшийся с 1934 г. ТБ-7 доводился очень медленно и попал в войска только в 1941 г.

С 1937 г. ВВС начали получать дальние бомбардировщики ДБ-3. Годом позже они уже заняли заметное место в парке бомбардировочной авиации. Именно на эти самолеты стали перевооружать бригады тяжелых бомбардировщиков. Например, с февраля 1938 г. их стало получать 26-я тбаб на Дальнем Востоке. Одновременно ВВС переходили на новую структуру. Место эскадрилий и бригад заняли полки и дивизии. Тяжелобомбардировочный полк включал четыре эскадрильи и по штату имел 49 ТБ-3 Фактически бывшие бригады переформировывались в полки. Так, 19-ю тбаб превратили в 8-й тяжелобомбардировочный полк (тбап).

Оглавление